Термостойкие краски
При широчайшем ассортименте лакокрасочной продукции подобрать правильную смесь для батарей не так уж просто. Вопрос, какой краской красить радиаторы отопления очень важен, так как всем узлам отопительной системы приходится работать в режиме высоких температур, то и процесс нанесения ЛКМ должен осуществляться термоустойчивыми составами.
Необходимо «приукрасить» котел, без проблем, существуют ЛКМ выдерживающие нагрузки до 600 градусов
Главные требования, которым должна соответствовать краска для радиатора отопления и подводящих трубопроводов таковы:
- Выдерживать температуру нагрева порядка 80-90 градусов.
- Быть устойчивыми к перемене температурного режима.
- Не содержать в своем составе включений агрессивных к металлам, во избежание быстрого износа отопительных приборов и магистралей.
- Не выделять при нагреве вещества вредные для окружающей среды и здоровья человека.
- Должна быть долговечной, то есть надежно защищать поверхности от коррозии, не теряя своего первоначального внешнего вида как можно дольше.
Еще один эффективный вариант – использовать баллончики для граффити
Только обладающая всеми этими качествами краска радиаторная сможет сохранять свои защитные и декоративные свойства до последующего ремонта.
Почти в каждом типе (по качественному составу) красок выделена ниша для покрытия радиаторов.
Алкидные составы
Алкидные составы характеризуются рядом положительных качеств:
Перед нанесением банку необходимо как следует взболтать и перемешать состав
- Очень хорошей устойчивостью к высоким температурам.
- Однородностью покрытия.
- Стойкостью механической (к истиранию).
- Широкой палитрой цветов и оттенков.
- Долгим сроком эксплуатации.
К недостаткам этого вида лакокрасочных материалов можно отнести резкий, неприятный запах, сопровождающий высыхание и возможность потускнения со временем.
Акриловые и акрилатные составы
Подобные материалы производится на основе органических растворителей, поэтому при работе с ними резко выделяет неприятный запах, который очень быстро рассеивается.
На поверхности металлической батареи или трубы акриловые составы образуют очень прочную и плотную пленку, напоминающую полимер.
Такие покрытия:
- Быстро сохнут.
- Самые долговечные.
- Имеют глянцевую поверхность.
- Легко и просто моются.
Существуют акриловые составы для обработки систем отопления на водной основе, так называемые акрилатные. Такие краски практически не имеют характерного запаха, а в остальном обладают всеми превосходными свойствами акрилового ряда ЛКМ.
Водно-дисперсионные составы
Пожалуй, данный вариант наиболее популярен и предпочтителен среди покупателей, это связано с тем, что она обладает такими преимуществами, как:
- Ложится ровным слоем.
- Практически не имеет запаха, что дает возможность применения без ограничений.
- Имеет самые короткие сроки высыхания.
- Неопасна в нанесении незащищенными руками.
Главное при покупке краски для защиты от коррозии и декорирования системы отопления убедиться, что она годится для этой цели.
Окраска чугунных радиаторов требует подготовительного этапа, перед покрытием изделие следует тщательно «шлифануть» наждачной бумагой
Эмали с молотковым эффектом
Одной из разновидностей алкидных ЛКМ являются довольно интересные молотковые эмали, создающие на обрабатываемой поверхности необычный рисунок.
В зависимости от добавленного в состав эмали пигмента это может быть имитация:
- Чеканки.
- Ударов молотка.
- Другие эффекты.
Внешне изделия, покрытые подобным составом, будут приманивать взгляд, придется подстраивать интерьер
Незаменима такая краска для чугунных радиаторов отопления с их неровной, шероховатой поверхностью. Неоднородное окрашивание визуально удачно вуалирует все неровности и дефекты чугунных отопительных приборов.
В остальном рабочий процесс с подобными составами выполняется по той же схеме, что и с другими:
- Подготовка поверхности;
- Очистка ремонтируемых поверхностей:
-
- Удаление ржавчины с помощью ингибитора (преобразователь ржавчины).
- Счистка старой краски.
- Обезжиривание.
Далее на подготовленную поверхность наносится выбранная краска для чугунных радиаторов отопления своими руками.
Порошковое покрытие
Очень эффективный современный метод окрашивания порошковыми сухими красками редко используется в быту из-за сложности и дороговизны. Цена специального пистолета-распылителя для равномерного нанесения порошковых красок достигает 50 $.
Хотите, чтобы краска осталась навсегда – остановите свой выбор на покрытии изделия с помощью специальных пистолетов (на фото)
В заводских условиях таким способом окрашиваются алюминиевые и биметаллические радиаторы.
Какой краской покрасить чугунные батареи отопления
В первую очередь необходимо определиться с тем, какой конкретно краской можно покрасить чугунный корпус. Сделать это достаточно просто, ассортимент невелик, для радиаторов отопления обычно используют три-четыре основных вида лакокрасочных материалов:
- Прозрачный алкидный лак с серебрянкой или титановыми белилами;
- Автомобильная подкраска в аэрозольной упаковке;
- Акриловая и водно-дисперсионная краски.
Если есть возможность, то можно приобрести так называемую молотковую краску. Если покрасить по правилам, то после высыхания слой получается с блеском и словно чеканной поверхностью. Прочность покрытия молотковой смесью намного выше, чем у стандартных алкидных или акриловых материалов, но и толщина слоя получается заметно выше. Соответственно, расход краски на чугунные батареи, даже если покрасить распылителем, возрастет на 50-60%.
Силиконалюминиевая краска- дорого, но эффективно
Важно! Такая обработка надежно защищает чугунную основу батареи от любых механических повреждений, царапин, воздействия моющих-чистящих веществ. Но правильно покрасить можно лишь новую чистую батарею, без следов старых ЛКМ
Единственным весомым недостатком подобного решения является непривлекательной серый цвет батареи.
Серебрянка и бронзовка
Один из способов правильно покрасить чугунные радиаторы заключается в использовании лакокрасочных материалов с наполнителем в виде металлического порошка, обычно алюминиевого или бронзового. Металлический наполнитель в лаке увеличивает теплопроводность, тогда как окись титана, цинка, свинца зачастую ухудшают теплоотдачу.
Серебрянка оказывается наиболее долговечным покрытием
Перед нанесением краски поверхность не грунтуют, а зачищают до металлического блеска и, желательно, обрабатывают пассивирующим составом. Прежде чем покрасить чугунные батареи отопления своими руками, металл затирают ветошью, смоченной ацетоном либо растворителем №646.
Алкидные и пентафталевые краски
Одни из самых сложных лакокрасочных материалов, покрасить чугунный корпус можно, но лишь на 4-5 лет службы. Краска вязкая, приходится добавлять большое количество растворителя, иначе покрасить чугунную батарею внутри регистров будет очень сложно.
Дает очень толстое покрытие, даже при однократном окрашивании поверхности. Поэтому, если принимается решение покрасить радиатор алкидной эмалью, то лучше выбирать специализированные составы и выполнить окрашивание в один слой.
Акриловые и водно-дисперсные краски
В продаже можно встретить специальные акриловые водно-дисперсионные лакокрасочные материалы. Они дают достаточно красивое покрытие, если требуется красиво покрасить чугунную батарею отопления, то лучше выбрать акриловую теплостойкую эмаль.
Водно-дисперсионные считаются неплохими для обработки регистров, но для чугунной батареи лучше не использовать. Водоэмульсионка плохо защищает металл, а кроме того, при интенсивном нагреве часто желтеет и покрывается серой пылью.
Чем не стоит пытаться покрасить чугунную батарею
Помимо перечисленных вариантов, существует еще как минимум пару сортов краски, которыми красить чугун не имеет смысла. Не стоит красить полиуретановыми и латексными красками, они дают очень толстый слой, что увеличивает тепловое сопротивление и ухудшает теплоотдачу. А кроме того, материал очень быстро стареет и покрывается трещинами.
Примерно такими же свойствами обладает масляная краска. В течение первых двух-трех лет после окрашивания лакокрасочный слой на чугунной батарее будет выглядеть абсолютно идеально, но греть радиатор будет очень плохо.
Подготовка
Все трубы и радиатор следует зашкурить наждачкой, удалить старую краску, где она плохо держится. После будет не лишним все протереть влажной губкой и высушить. Все расположенные рядом с радиатором места следует заклеить бумажным малярным скотчем. Стены, подготовленные под обои защищать не критично — обои хорошо клеятся на краску и как правило, если стена отшпаклевана белой шпаклевкой, белые пятна краски не проступят даже через тонкие обои.
Потолок, в месте выхода трубы так же следует «отскочевать». Даже натяжные потолки не повредятся от малярного скотча, если содрать его не позднее двух дней после наклеивания. Если используется акриловая эмаль, а на полу лежит линолеум, закрывать его не обязательно — если попадут капли краски, сразу их смывать.
Ламинат на полу все же стоит накрыть чем-либо, из швов краску вымыть будет сложно или невозможно.
Необходимые инструменты для покраски батареи
Для покраски радиатора отопления вам понадобятся:
- Кисти с натуральным ворсом — прямая и небольшая изогнутая.
- Наждачная бумага.
- Болгарка или дрель с проволочной щеткой-насадкой.
- Шпатель.
- Смывка.
- Средство для смывания смывки.
- Грунтовка.
- Щетка по металлу с металлической щетиной.
- Краска.
- Возможно, краскопульт.
- Средства ИЗ — костюм, респиратор, очки, перчатки.
- Ветошь.
Подготовительный этап
Качество окраски батареи в первую очередь зависит от подготовки поверхности. До нанесения грунтовки необходимо выключить отопление, своими руками очистить радиатор от старой краски, пыли, грязи и тщательно обезжирить. Участки старой краски, которые очень прочно сцеплены с поверхностью, не отслоились и не потрескались, удалять необязательно.
Методы удаления пыли и жира
Бывший в употреблении радиатор отопления необходимо тщательно помыть и обезжирить. Обработать теплой водой, если есть пятна бытового жира — помыть с хорошим средством для посуды. Иногда в труднодоступных местах можно удалить грязь пылесосом, но прилипшие пылинки с батареи он вряд ли удалит.
Особое внимание пятнам всевозможных технических масел (батарея лежала в гараже, капнули при транспортировке) — такие разводы убираются только растворителями, уайт-спиритом, ацетоном, бензином. До нанесения грунтовки поверхность должна хорошо высохнуть
Очистка от старых покрытий краски механическим способом
Механическое удаление старой краски — удаление краски с батареи вручную с помощи наждачной бумаги, щетки по металлу или с помощью дрели/болгарки со специальными насадками. В некоторых местах батареи до краски дотянуться сложно, очистка хотя бы одного радиатора своими руками занимает много времени и терпения, поэтому чаще используют химический способ.
Самый лучший способ избавиться от старой краски на приборах отопления — пескоструйная обработка. Некоторые фирмы, занимающиеся отоплением, такие услуги как раз и оказывают.
Как избавиться от старой краски химическими средствами
Химический метод удаления старого покрытия с прибора отопления убыстряет и облегчает подготовку радиатора к грунтовке и покраске.
Существует большое количество эффективных разновидностей смывок для всех разновидностей красок:
- Алкидных.
- Масляных.
- Перхлорвиниловых.
- Битумных.
- Полиуретановых.
- Эпоксидных.
- Латексных и многих других составов.
- Для снятия порошковых составов с металла.
- Универсальные средства.
Следует иметь в виду, что почти все эти средства не очень безопасны, часто горючи и не предназначены для использования в доме или квартире. Все работы по очистке, грунтовке и покраске батареи лучше выполнять за пределами жилья — в гараже, сарае или под навесом.
При расчете количества средства на одну батарею отопления следует иметь в виду, что один слой размягчает 1-2 слоя краски, и если их много, то и средства понадобится много. Площадь секции чугунного радиатора равна 0,244 м².
Для размягчения краски на поверхность радиатора наносят смывку и закрывают полиэтиленом. Выдерживают нужное количество времени согласно инструкции, аккуратно счищают краску шпателем, затем щеткой. Если слоев краски много, то операцию придется повторить несколько раз.
Затем поверхность батареи обрабатывают указанным в инструкции средством, протирают, промывают, сушат.
Термический способ
При этом способе применяют нагрев с помощью паяльной лампы или строительного фена. На металле такой способ практически не работает.
Правила грунтования поверхности
Перед грунтованием поверхности прибора отопления необходимо тщательно убрать смывку для краски с помощью предусмотренного в инструкции средства, смыть пыль и лоскутки краски и тщательно высушить радиатор. Затем специальной шпаклевкой заделывают дефекты и грунтуют. Имейте в виду, что и шпаклевка, и грунтовка, и каждый слой краски уменьшает теплоотдачу радиатора при последующем включении отопления.
Для чугуна и стали выбирают средство для металла с антикоррозионными добавками и подходящее в качестве основы для краски.
Технология процесса покраски
Теперь рассмотрим, как покрасить батарею отопления, чтобы добиться хорошего результата. Это нужно делать при отключенном отоплении, в противном случае на отдельных участках краска высохнет слишком быстро, ляжет неровным слоем, образуются подтеки, которые смотрятся некрасиво. Конечно, в продаже имеется специальная краска, предусмотренная для использования на горячих радиаторах, но и она может лечь неровно, если не перекрыть обогрев.
В настоящее время отопительные батареи окрашивают в цвета, максимально подходящие к общему дизайну интерьера помещения
Если нет другого выхода и приходится красить отопительный прибор в период отопления, то нужно хотя бы перекрыть подачу горячей воды самостоятельно или обратиться с этой просьбой к работникам ЖЭКа. Температура на радиаторе в этом случае значительно снизится.
Итак, если вы уже решили, какой краской лучше всего красить батареи отопления, можно приступить непосредственно к процессу окраски:
- Прежде всего, нужно позаботиться о защите пола от загрязнения пятнами краски. Для этого под батареями стелют ненужную бумагу или ткань.
- Выбираем небольшие кисти с мягкой щетиной, одну – прямой формы, другую – изогнутой, чтобы покрасить труднодоступные места.
- Наносить краску нужно сначала в верхней части батареи и двигаться в направлении к нижней. Красят батарею со всех сторон: сначала внутренние перекрытия, затем наружные, чтобы избежать окрашивания рук и одежды. После высыхания 1-го слоя краски наносят второй. Нужно запомнить правило, что для краски лучше два тонких слоя, чем один толстый. Ведь только в первом случае будет гарантировано равномерное и гладкое красочное покрытие.
Окраска радиатора может быть проведена также краскопультом или из баллончика.
Окрашивание батареи отопления термостойкой краской из баллончика — удобно и быстро, краска при этом ложится тонким равномерным слоем
При использовании краскопульта батарею рекомендуется снять, чтобы можно было покрасить все труднодоступные участки. Окрашивание при помощи баллончика, наполненного термостойкой краской, выполняется очень быстро и качественно. Обычно подробная инструкция о покраске поверхностей баллончиком дается на его упаковке. Основное правило: выполнение зигзагообразных движений по направлению сверху вниз примерно на расстоянии 30 см от окрашиваемой поверхности.
Перед тем как покрасить батареи отопления важно изучить технологию этого процесса, ведь ее соблюдение позволит обеспечить привлекательный внешний вид отопительного прибора и его надежность
Покраска радиаторов отопления
Окраска батарей своими руками происходит поэтапно, что позволяет выполнить все действия правильно.
Подготовка инструмента
В зависимости от выбранного метода нанесения для работы потребуется следующее:
- Кисточки разного размера. Обязательно иметь слегка изогнутый инструмент на длинной ручке.
- Валик. Применяется редко, преимущественно для панельных элементов отопления.
- Краскопульт. Отличный вариант, но для достижения качественного результата батарея должна быть снята.
- Средство или приспособление для чистки деталей от старой краски и ржавчины. Это может быть наждачная бумага, дрель с насадкой или специальная смывка.
- Растворитель и ветошь. Если потребуется удалить излишки или брызги.
- Емкость для красящего состава.
Инструменты и материалы для окрашивания
Все должно быть подготовлено заранее.
Расчет площади батареи
Особенно тщательно высчитывается площадь окраски чугунного радиатора, это необходимо для определения нужного количества материала.
- Измеряется внешняя сторона одной секции.
- Чугунный радиатор часто называется «гармошка», поскольку имеет одинаковые фрагменты. Поэтому полученный результат умножается на 4 и на количество секций.
- К получившемуся значению прибавляется 15%.
В инструкции к современным обогревателям часто уже указана площадь.
Подготовка поверхности
Подготовка основания включается в себя следующие этапы:
Проводится очистка поверхности наиболее подходящим способом. Детали тщательно промываются и вытираются.
Подготавливается место для работы
Если снять элемент нельзя, то смежные участки закрываются, чтобы избежать попадания краски.
Особое внимание уделяется ржавчине – ее счищают полностью.
Если требуется, поверхность обрабатывается антикоррозийными смесями и грунтуется. Это актуально для чугунных изделий при использовании акрилового состава.
Этапы подготовки радиатора к окрашиванию
При проведении работ в зимний период должна быть возможность отключения от общей системы отопления.
Окрашивание
Покраску батарей в квартире проводят разными способами:
- Чугунные радиаторы обрабатываются кисточкой. Это традиционный метод. Технология проста и заключается в том, что первыми покрываются труднодоступные места и внутренние участки. При этом краски не должно быть много, чтобы избежать потеков. Далее состав наносится на лицевую часть. После высыхания первого слоя укладывается второй.
- Применение краскопульта. Принцип схож с предыдущим вариантом: работы начинаются с внутренних мест, постепенно переходят на лицевые участки. Расстояние должно быть одинаковым, без сильного приближения. Лучше выполнять зигзагообразные движения сверху вниз и обратно. Труднодоступные места подкрашиваются кисточкой.
- Использование аэрозолей. Технология повторяет работу с краскопультом, только баллончик требуется хорошо встряхнуть.
Красивой поверхности удается добиться, если проявить фантазию и немного отойти от стандартных вариантов.
Дисперсионно-акриловая краска
Преимущества:
- высокая скорость высыхания, благодаря этому можно пользоваться помещением во время ремонта;
- отсутствие запаха;
- материал наносится легко, в результате получают равномерный слой.
Выдерживает высокие температуры, поэтому часто применяется для окрашивания радиаторов, а в процессе эксплуатации покрытие не растрескивается, что позволяет реже его обновлять.
В продаже есть 2 типа дисперсионно-акриловой краски:
- матовая;
- глянцевая.
Материалы этой группы наносят в несколько слоев, их количество зависит от качества черновой основы. Популярен метод предварительного грунтования, для чего используется дисперсионно-акриловая краска, разбавленная водой. Такая мера улучшает адгезию.
Рекомендации по выбору
Приобретая краску для радиаторов, необходимо определиться с основными требованиями к ней. Их много. Что учитывать, а что можно игнорировать, решать потребителю. Мы же их напомним (рассмотрены выше).
Термостойкость. Радиаторы отопления нагреваются до +80oС (в редких случаях, при сбое автоматики котельных, до +100oС). Следовательно, слой краски должен выдерживать такой нагрев: сохранять цвет и не растрескиваться с последующим отслоением. Поэтому нужно покупать эмали для радиаторов отопления. Похожая надпись должна присутствовать на упаковке. Если ее нет, откажитесь от покупки.
Возможность покраски горячих батарей. В большинстве случаев косметический ремонт проводится во время отопительного сезона
Поэтому нужно обращать внимание на условия использования краски. Если система отопления окрашивается в теплое время года, критерий можно игнорировать
Скорость высыхания. Всегда удобно работать при высокой скорости высыхания краски. Особо важен этот показатель при нанесении нескольких слоев красящего вещества. Поэтому необходимо смотреть на упаковке, сколько сохнет эмаль.
Антикоррозийные свойства. Высокий уровень противостояния влажности надежно защищает металл батарей от появления ржавчины.
Отсутствие едкого запаха. Пахнуть не должно не только во время покраски, но и в отопительный период. Едкий запах во время косметического ремонта можно еще пережить (поможет проветривание), а вот его появление при работе батарей отопления практически нерешаемая проблема.
Высокая прочность. Вновь нанесенная краска не должна отслаиваться и отшелушиваться от радиаторов при температурных скачках и механическом воздействии.
Долговечность. Окрашенная поверхность обязана сохранять первоначальный цвет и блеск как можно дольше. На практике это минимум 5 лет.
Экологическая чистота. В составе красок не должно быть токсичных компонентов. При нагревании они могут выделяться в воздух, отравляя организм хозяев квартиры или дома.
Теплопроводность. Слои краски задерживают тепло, снижая теплоотдачу системы отопления. Специалисты-теплотехники говорят о цифрах от 1% до 20%
Поэтому важно покупать краску с высоким показателем теплопередачи
Еще два важных критерия рассмотрим более детально.
Глянцевые или матовые краски — что предпочесть
Выбирая между глянцевыми и матовыми красками, нужно учитывать некоторые нюансы.
- На глянцевой поверхности краски заметны малейшие неровности. Поэтому красить чугунные батареи с их многочисленными бугорками, потеками, ямками и выщербинами такими ЛКМ не рекомендуется. Можно конечно попробовать выровнять поверхность секций с помощью автомобильной шпатлевки. Но это трудоемко и долго.
- Белая матовая краска также мало подходит для чугуна — становится серой из-за грязи, которая быстро скапливается в выемках. Выход в колеровке матового красящего вещества, которое скроет все недостатки радиаторов.
- Алюминиевые, стальные и биметаллические поверхности прекрасно смотрятся в глянце. Но и матовые эмали придают системе отопления привлекательный вид.
Выбор краски в зависимости от материала радиатора
Еще один важный критерий — сочетаемость краски с материалом батарей. Для наглядности все возможные варианты сведем в таблицу 1, которая поможет подбирать эмали для центрального отопления.
Таблица 1. Виды красок для разных типов батарей.
Тип радиаторов | Вид краски |
---|---|
Чугунные | Масляные, акриловые, алкидные, молотковые, порошковые, «Серебрянка», силиконовые, водоэмульсионные |
Стальные* | Акриловые, алкидные, молотковые, водоэмульсионные, порошковые |
Алюминиевые** | Порошковые |
Биметаллические | Акриловые, алкидные, молотковые, порошковые, водоэмульсионные |
* Окрашенные в заводских условиях порошковой краской металлические и биметаллические радиаторы красить самостоятельно не рекомендуется. На практике поступают так: наносят 2 слоя грунтовки глубокого проникновения и окрашивают. Держится такая краска недолго. Требуется постоянное подкрашивание. Редакция сайта советует поступить по-другому: установить декоративный экран.
** Некоторые специалисты советуют алюминиевые батареи красить аэрозольными алкидными красками на органических растворителях. Держаться краска будет, но срок службы небольшой.
Особенности выбора красящего состава
При выборе подходящего для батарей отопления материала необходимо особенно пристальное внимание уделять его свойствам:
Термостойкость. Это основной параметр, на который ориентируются при приобретении. Получаемое покрытие должно выдерживать температуру больше 100 градусов. При этом нет необходимости выбирать огнеупорные растворы, применяемые для работы с поверхностями печей и каминов.
Одна из обязательных характеристик краски для батареи – это термостойкость
- Назначение. Естественно, краска должна быть по металлу. Другие смеси (в том числе универсальные) для этого мероприятия не подходят.
- Высокая износостойкость.
Состав (независимо от вида) может использоваться только при наличии всех этих факторов.