Тендеры с кодом ГОСТ 33150-2014
Дата закупки: 12-08-2022Капитальный ремонт автомобильной дороги ул. Школьная с устройством тротуара по адресу: Ярославская обл., Ростовский р-н, р.п. ИшняДата закупки: 12-08-2022выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт мостов в пгт. Никель и г. Заполярный Печенгского района Мурманской областиДата закупки: 12-08-2022Строительный контроль при проведении работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 214+600 – км 220+000, Тверская область»Дата закупки: 12-08-2022Строительный контроль при проведении работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 188+000 – км 194+900, Тверская область»Дата закупки: 12-08-2022Выполнение работ по контракту предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ для капитального ремонта автомобильной дороги Сапожок — Сараи — Борец — Шацк с подъездом к станции Верда (80+000 — 108+600) в Шацком районе Рязанской областиДата закупки: 12-08-2022Выполнение работ по контракту предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ для капитального ремонта автомобильной дороги Захарово — Большое Коровино – Окуньково – Осово — граница Московской области на участке км 19+115 — 41+245 в Захаровском районе Рязанской областиДата закупки: 12-08-2022Ремонт
автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения
в Самарской области Приволжье — Екатериновка
на участке
км 10+000 – км 22+730, расположенной
в муниципальном районе БольшечерниговскийДата закупки: 12-08-2022Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области Большая Раковка — Красный Городок, расположенной в муниципальном районе КрасноярскийДата закупки: 12-08-2022Установка недостающего освещения на участке км 313+790 — км 314+670 автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-119 Вологда — Медвежьегорск — автомобильная дорога Р-21 «Кола», Вологодская областьДата закупки: 12-08-2022№513 Содержание искусственных сооружений в Балезинском, Дебесском, Кезском, Игринском, Шарканском, Якшур-Бодьинском районах Удмуртской Республики для нужд АО «Удмуртавтодор»зарегиструйтесь
Что такое СПМ?
В проекте изменений к ПДД предпринята попытка узаконить новые средства, которые используются для передвижения: моноколеса, электросамокаты, гироскутеры и так далее.
«К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием приспособлений (кроме велосипедов), имеющих электродвигатель и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч» (проект изменений в ПДД)
— У меня есть вопрос по поводу терминологии, — задумывается Юрий Краснов. — Что такое «средство персональной мобильности» (СПМ)? Как его понимать? Очевидно, авторы правок решили объединить все, что едет чуть быстрее пешехода и перевозит только одного человека. Но позвольте, велосипед с электродвигателем под это определение не попадает? А автомобиль?
Приравнивание всех СПМ к пешеходам ведущий рубрики считает спорным решением. С одной стороны, декларируется, что это разные участники дорожного движения, с другой — они в своих правах равны.
Вероятно, моноколесистов и электроскутеристов хотят обязать двигаться по тротуарам (или велодорожкам, но об этом позже) и пересекать проезжую часть по «зебре». Однако что будет происходить при взаимодействии с пешеходами, пока, похоже, мало кто задумывается.
— Восприятие пространства с точки зрения пешехода и человека на транспортном средстве (самокате, скейте или роликовых коньках) сильно отличается, — замечает ведущий «Разборов…»
— Если вы на чем-то катитесь, то смотрите, как правило, вдаль, отслеживаете препятствия, обращаете внимание на покрытие. В этом случае очень важна скорость приближения к объекту
А пешеход смотрит на цель: человек увидел остановку и идет туда. Он может находиться в своих мыслях, разглядывать облачка в небе, вести себя, как говорят, неосмотрительно.
Можно, конечно, укорять прохожих, которые не оглядывается каждые пять секунд и не ждут приближения велосипедиста. Но ведь это естественно: ходьба и бег придуманы природой, самим естеством. Если же мы выбираем какое-либо транспортное средство, изобретенное человеком, то автоматически несем ответственность.
— Человек рождается с вестибулярным аппаратом, настроенным на ходьбу или бег, — поддерживает эту мысль Юрий Краснов. — Мы не появляемся на свет скейтбордистами или моноколесистами. При передвижении на неких устройствах, будь то самокат или скейтборд, мы обречены на взаимодействия, и думать о безопасности должен в первую очередь наездник. Ответственность за столкновения на тротуаре обязаны нести пользователи девайсов или транспортных средств.
Пока в Минске и других городах только-только начинают осваивать моноколеса и гироскутеры. А в Европе уже хлебнули с ними проблем. Эти транспортные средства не раз сталкивались с пешеходами, и люди получали серьезные травмы. Как разрешать подобные конфликты? Кто должен разбираться?
В ответ в некоторых крупных городах, например в Барселоне, приняли довольно жесткие меры, ограничив использование электросамокатов.
— Боюсь, как бы у нас пешеходам не пришлось вешать на лоб камеру, чтобы в случае столкновения проще было бы установить обстоятельства, — утрирует ведущий рубрики. — А потом в новостях будем читать «Попал под моноколесо», «Лыжник на проезжей части врезался в скейт» или «Подрались электроскутерист и пешеход».
Еще одна правка по поводу средств персональной мобильности относится к скорости их движения. Этот пункт вызывает не меньше споров.
«При пересечении проезжей части дороги по наземному пешеходному переходу лица, передвигающиеся на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности, должны двигаться со скоростью идущего шагом пешехода» (проект изменений в ПДД)
Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)
Размер велосипедной дорожки зависит от интенсивности трафика. Строительные нормы и ГОСТ, регламентирующие ее ширину, представлены ниже в таблице.
Конструкция велодорожки | Ширина велодорожки по ГОСТу (м) | |
В стесненных условиях | При строительстве с нуля | |
Односторонняя и однополосная | 0,75–1 | 1–1,5 |
Односторонняя и двухполосная | 1,5 | 1,75–2,5 |
Двухсторонняя и двухполосная (для встречного движения) | 2 | 2,5–3,6 |
Минимальная ширина велосипедной трассы составляет 0,75 м. Это предельный минимум по ГОСТу 33150-2014, определяющий допустимый размер полосы.
В городе
Велосипедная дорожка двухполосная должна быть равна или шире 1,5 м. Двустороннее движение допускается при интенсивности трафика до 70 велосипедов за 1 час. Стоит отметить, что нормативную ширину трассы необходимо строго соблюдать согласно ГОСТу.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вело парковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.
3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц. находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 к8т, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
3.3 велолешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.
3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.
3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.
3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение. предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.
3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т. д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.
Как могут двигаться велосипедисты в велозоне?
Лица, передвигающиеся на велосипедах в велосипедной зоне, наделены преимуществом перед всеми прочими транспортными средствами на территории велозоны. Они имеют право ехать здесь по всей проезжей части. А не как в случае с велодорожками – только с ее края.
При езде велосипедисты обязаны соблюдать ряд правил (п. 24 ПДД):
- Ехать по попутной стороне проезжей части.
- Не выезжать на встречную полосу при наличии сплошной разметки.
- Не выезжать на полосу встречного движения при разделении проезжей части не менее чем на четыре полосы.
- Если дорога разделена на три полосы, велосипедистам разрешается выезд на среднюю полосу только для совершения определенных маневров: обгон, разворот, объезд, разворот налево. Движение по прямой на средней полосе запрещено.
- Пересечение разделительных полос разрешено только, если велосипедист перестраивается между полосами.
- Запрещен выезд на пешеходные дорожки и тротуары. Допустимо перейти на них только при ведении велосипеда «в поводу».
- Запрещен выезд на встречные трамвайные пути. Позволительно двигаться только по трамвайным путям попутного направления, если иные полосы этого направления заняты.
- Обязательно соблюдение дистанции между всеми участниками движения, находящимися на проезжей части во избежание столкновения.
- Объезд частей дорожных сооружений при отсутствии разделительной полосы осуществляется с правой стороны на дорогах с двусторонним движением.
- При управлении велосипедом обязательно держаться за руль одной или двумя руками.
- Запрещено буксировать другие велосипеды и мопеды.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.
3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.
3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.
3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.
3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.
3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т. д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.
Где пешеходу можно безопасно переходить дорогу в велозоне?
На основании п. 24.11 ПДД пешеходы имеют право пересечь велозону в любом месте, где им удобно. Но лишь при соблюдении определенных условий:
- Если в месте перехода установлен светофор (регулировщик), при пересечении дороги нужно ориентироваться на его указания.
- При пересечении дороги на нерегулируемом переходе пешеходу нужно самостоятельно убедиться в безопасности действия. Т.е. оценить расстояние от себя до движущегося транспорта.
- Переходя дорогу нельзя создавать помехи для движения ТС.
- На дороге при ее пересечении пешеходам запрещено останавливаться и замедлять скорость за исключением ситуаций, когда такие действия продиктованы соображениями безопасности.
- Если человек не успевает завершить переход до проезда транспорта, ему следует остановиться на «островке безопасности» или на разделительной линии между двумя потоками.
- Пешеходам нельзя переходить дорогу, если они видят приближение автотранспорта с проблесковыми маячками и включенным звуковым сигналом.
Какие требования должны соблюдаться
Дорожные знаки относятся к техническим средствам организации дорожного движения. Установка каждого знака должна быть обоснована. Например, ограничения скорости на определенных участках должны чем-то оправдываться.
При установке необходимо соблюдение следующих требований:
- Знаки устанавливают по правую сторону навстречу потоку транспорта. Нужно учитывать дорожное покрытие и окружающую обстановку. Указатели должны быть хорошо видны на расстоянии не менее 100 метров.
- На автомагистралях фон знаков зеленого цвета, в населенных пунктах — белого, на других дорогах за пределами поселения — синего.
- На одном поперечном сечении дороги допускается установке не более трех знаков (без учета информационных табличек и дублирующих обозначений).
- Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от полуметра до двух метров, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 метров. Исключение из правил составляют только горные дороги, где ограничено расстояние, а соответственно и возможности установки того или иного объекта.
- На проезжих частях вне населенных пунктов установка знаков производится за пределами обочин, присыпанных к обочине, на откосах. Нельзя устанавливать конструкции на обочине, поскольку она предназначена для съезда автомобилей, экстренных остановок и т.п.
- Установка должна быть обоснована и утверждена. Произвольно выставлять знаки нельзя.
- Монтаж конструкций производится в соответствии с индивидуально составленной схемой, таким образом, чтобы не создавать помех участникам дорожного движения.
- Если планируется установить на постоянной основе какой-либо знак, то граждане должны быть проинформированы о дате монтажа и причинах установки не позднее, чем за 20 дней до этого.
- Временные обозначения могут быть закреплены, если о них было заявлено не позднее чем за пять суток.
Высота знака зависит от того, на каком участке устанавливают:
- в населенном пункте — от 2 до 4 метров;
- вне населенного пункта — от 1,5 до 3 метров, при условии, что знак установлен сбоку от проезжей части;
- над проезжей частью — от 5 до 6 метров;
- на проезжей части и на приподнятых островках безопасности — от 0,6 до 1,5 метров.
С 1 мая 2019 были добавлены 59 новых дополнительных знаков
Они нужны для того, чтобы привлечь внимание водителя к тому или иному фактору (например, «Глухие пешеходы», «Уступи всем, и можешь повернуть направо» и многие другие)
Правильное нанесение разметки для велодорожки
Велосипедная дорожка в парке должна быть построена из асфальтобетона, цементобетона или другого каменного материала. Для строительства допускается применение гравия, грунтощебня, кирпичного боя, шлака и горелых пород. На современные велодорожки наносят модульное или бесшовное покрытие из резиновой крошки.
На заметку
Трасса для велосипедистов обозначается:
- разметкой тротуара;
- дорожными знаками;
- ограждениями (только на автодорогах);
- высотой рельефа – поднятием уровня полотна.
Поверхность велодорожки обрабатывается вяжущими составами. Они уменьшают скольжение, снижают вероятность аварийных ситуаций.
Когда велосипедная дорожка идет параллельно пешеходной или автомобильной трассе, она выделяется цветом. Если между двумя дорогами есть расстояние, оно заполняется газоном, клумбами, кустарниками, посадками деревьев.
Типовая ширина второстепенной улицы
Для окрашивания и разметки велосипедных дорожек нежелательно использовать термопластик. Во время дождя он становится скользким.
Старый пластик с трудом удаляется с полотна при обновлении разметки. Остатки старого пластика формируют рельеф, который ухудшает управление велосипедом.
Тонкости
Современные технологии позволяют окрашивать асфальт на стадии его изготовления. Для этого в раствор добавляют пигменты. Альтернативой термопластику являются и стойкие краски, которыми можно окрашивать асфальт.
Назначение габаритов велосипедных дорожек
На полотно наносят изображения велосипедов. Расстояние между двумя рисунками должно быть от 100 до 150 метров. В зоне пересечения велосипедных и пешеходных дорожек наносится зебра или изображение человека.
На велодорожках не допускается размещение желтых рельефных плит. Подобные плиты служат для ориентации слепых и слабовидящих людей. Укладывать рельефные плиты нужно на тротуаре в зоне перехода.
Нормативы расстояния до других объектов
В парках по СНиП (СП) регламентируется не только ширина велосипедных трасс. Также нормами определены минимальные дистанции между обособленными велодорожками и прочими объектами (в метрах):
- Тротуар – 0,5.
- Кромка автодороги – 0,75.
- Деревья – 0,75.
- Автомобильная парковка – 1,5.
- Остановка любого вида транспорта – 1,5.
Эскиз однополосной велодорожки
Они снижают риск получения серьезной травмы при потере управления и падении с велосипеда. Правила проектирования велосипедных дорожек обеспечивают и безопасность пешеходов. Ширина данных дорожек является важным показателем.
Когда велодорожка пересекает водную преграду в парке или лесопарке, необходимо строительство моста. Высота ограждений на мосту через канавку, ручей или овраг должна быть от 1,3 м вне зависимости от ширины переправы.
Выбор ширины грунтовой дороги
Решение о том, какое количество полос должна иметь трасса, нужно принимать, исходя из предполагаемой интенсивности движения и бюджета. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Более широкие трассы сложнее в строительстве, и обойдется сооружение такой дороги гораздо дороже, однако они обеспечивают максимальное удобство для автомобилистов, так как позволяют им разъехаться, не прекращая движения и не сбавляя скорости. На однополосных трассах для этого приходится останавливаться на разъездах.
Также более широкая дорога более затратна в обслуживании. Для поддержания трассы в хорошем состоянии нужно регулярно проводить соответствующие работы — срезать колею, формировать уклон для отвода воды с дорожного полотна, чистить кюветы, чтобы влага уходила с дорожной насыпи как можно быстрее.
Однако за счет того, что широкая грунтовка дольше сохраняет свои свойства, поскольку на каждый квадратный метр более широкого дорожного полотна приходится меньшая нагрузка, расходы на ее обслуживание, скорее всего, окажутся сопоставимыми с затратами на ремонт узкой трассы. В итоге они даже могут оказаться меньше. Таким образом, узкая грунтовка дешевле обходится при строительстве, но требует к себе большего внимания в процессе эксплуатации и может в итоге оказаться дороже в обслуживании.
При проведении подготовительных мероприятий перед строительством грунтовой дороги необходимо продумать не только необходимую ширину самого дорожного полотна, но и ширину водоотводов — боковых канав, которые необходимы для перехвата и отвода влаги от полотна. В том случае, если трасса строится в местности с явно выраженным уклоном, боковая канава устраивается только с нагорной стороны, и общая ширина дороги вместе с водоотводом будет меньше.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32753—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования
ГОСТ 32846—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 33127—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33475—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов а информационной системе общего пользований — на официальном сайте Федерального агентстве по техническому регулированию и метрологии е сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты «.который опубликован по состойиию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесйчиого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим <измененным)стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется а части, не затрагивающей эту ссылку.
Издание официальное
Разрешение конфликтных ситуаций по поводу зеленых насаждений
Если деревья посажены вами лично или вашими членами семьи, когда вы были собственником или законным владельцем земельного участка, то ответственность за последствия таких деяний лежит полностью на вас. В случае владения земельным участком (в зависимости от условий соглашения может быть распределена между вами и собственником).
Если же деревья посажены предыдущими собственниками, то они не могут привлечь вас к ответственности за то, что вы по факту не делали и юридически не могли делать.
Рассмотрим некоторые спорные ситуации:
- Ветви ваших плодовых деревьев свешиваются через забор на садовый участок соседа. Такого не должно быть, поэтому живущий по соседству человек вправе собирать часть вашего урожая, который спеет над его участком. Суд может оговорить, сколько именно плодов полагается соседу.
- Ветви деревьев мешают подъезду пожарных машин или обслуживанию инженерных коммуникаций, автодорог — Госпожарнадзор или ресурсоснабжающая организация, а также местная администрация вправе требовать соблюдения действующих санитарно-технических и противопожарных правил.
- Ветви, разросшиеся уже при вас, сильно затеняют участок. Если другая сторона обращалась к вам за мирным решением вопроса, но вы отказались подпиливать ветки, то пострадавшие от вашего бездействия лица могут защищать свои интересы в судебном порядке.
- Корневая система дерева повреждает фундамент жилого строения. Корни у дерева растут постоянно, соответственно это длящийся процесс. А значит, разрастание корневой системы, которое вы не предотвратили вовремя, на вашей совести. Следовательно, сосед вправе требовать обязать вас устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ущерб. Отдельным требованием может быть профилактика подобного в будущем.
- Аналогичная ситуация с ограждением и хозяйственными постройками. Здесь разрешение спора может быть тождественным, если речь идет о заборе. Или другим по своему содержанию, если заявитель не докажет, что ему реально причинен вред. Например, когда строения не используются, эксплуатируются не по назначению или повреждены еще до падения дерева.
- Сухое дерево упало на линию электропередач, загорелось, и пожар перекинулся на постройки соседа. В этом тоже будет ваша вина. Вы могли это предотвратить, если бы вовремя спили сухостой.
- Обычное дерево упало во время урагана. Это форс-мажор, если дерево было посажено в соответствии с действующими требованиями. Если же с нарушением, то вина частично будет возложена и на вас. Поскольку вы могли частично предотвратить это, посади вы растение, как полагается.