Ямочный ремонт дорожного полотна
Со временем асфальтное покрытие имеет свойство разрушаться, поэтому важно следить за состоянием дороги и при необходимости совершать точечные ремонтные работы – заменять износившиеся участки асфальта. По технологии ямочного ремонта, выбоины очищаются и заполняются битумной массой
Для этих целей используют холодный тип асфальта
По технологии ямочного ремонта, выбоины очищаются и заполняются битумной массой. Для этих целей используют холодный тип асфальта.
- Разметка территории – выделяется проблемное место и близлежащий участок;
- Демонтаж дорожного полотна – с помощью фрезы снимается старый асфальт;
- Очищение основания – место тщательно очищается от пыли и частиц старого покрытия;
- Обработка раствором битума для улучшения сцепления материала с поверхностью;
- Нанесение массы асфальтобетона и его утрамбовка.
Кроме ямочного ремонта по ГОСТу Р 54401-2011, 9128 предусматривается укладка нового покрытия на старый асфальт, но только в том случае если асфальт находится в относительно нормальном состоянии (без больших ям). Работы должны проводиться только в сухую погоду.
Алгоритм работы:
- Основательная чистка старого асфальта и текстурирование поверхности;
- Очистка от пыли и грязи;
- Укладка подушки из щебня;
- При помощи спецтехники уложить слой нового асфальта;
- Все швы и штыки хорошо пропитать раствором битума.
Расстояние от дороги до детских и школьных учреждений
По строительным нормам и правилам участки детских и школьных образовательных заведений не должны прилегать к магистральным трассам.
Таблица существующих расстояний до детских садов и школ
Расстояние от красной линии улицы до ДОУ – не менее 25 метров. При строительстве нужно ориентироваться на нормы санитарной службы. Уровень шума и загрязнения воздуха должен быть в пределах допустимых показателей, установленных для территории жилых комплексов.
При планировании возведения ДОУ в уже застроенных микрорайонах обязательно учитывается дистанция до всех пролегающих рядом дорог. Минимальное расстояние от края проезжей части общего назначения до ограды ДОУ:
Минимальное расстояние от проезжей части до детских учреждений
- относящихся к городу – 100 м;
- для сельских поселений – 50 м.
Между дорогой и детским образовательным центром обязательна зеленая полоса насаждений. Для дорог IV категории дистанционный минимум соответственно 50 и 25 метров.
Устройство дорожных одежд из гравийных и щебеночных материалов
Гравийные и щебеночные дороги гарантируют круглогодичное использование, а также возможность проведения строительных работы в любых погодных условиях.
Подобную дорожную одежду устраивают на заранее подготовленном участке грунта, если земляной покров связной обустраивают серповидной профиль. На грунтах с высокой дренажной системой, рекомендуется устанавливать полуоткрытый профиль.
Но, наиболее распространение получили дороги с полностью отсыпным основанием, то есть, с начало подготавливается песчаная подушка выше уровня грунта, затем подсыпается обочина, тем самым формируется, так называемый корытный профиль. Такой тип конструкции наиболее оптимален при отсутствии строительных материалов.
Гравийные и щебеночные дороги отсыпают в один слой, если толщина не более 20 см. Если высота одежды более 20 см. то устраивается два слоя, с тщательной трамбовкой каждого.
Инновации в строительстве автомобильных дорог
Технологии не стоят на месте, специалисты активно ищут замену классическому покрытию. И их разработки действительно впечатляют!
Самоисцеляющийся асфальт
Разработка ученых из Нидерландов. На этапе укладки асфальт насыщают токопроводящими волокнами. Если начинает образовываться трещина, через волокна пропускается электрический ток в непосредственной близости от дефекта. Ток генерирует внутреннее тепло, расплавляя битум – он склеивает обе поверхности трещины. Похожее покрытие разработали и швейцарцы, только в состав асфальта включили мелкие частицы железа и подвергли их воздействию переменного магнитного поля.
Дороги с отведением грунтовых вод
Ученые предлагают использовать проницаемые мостовые материалы для уменьшения ливневых стоков. Также такое свойство не позволит образовываться льду на асфальте. Покрытие спроектировано с пустотами, через которые влага проникает к основанию и выводится через траншею в линию сточных вод.
Дороги с функцией «антизаморозка»
В Японии, где часто наблюдаются снегопады, стали использовать технологию «снежных» труб. В структуру дорожного полотна встраиваются коммуникации, по которым идет горячая вода. Температуры трубы достаточно, чтобы растопить снег. Особо загруженные и важные трассы дополнительно подогревают циркулирующей горячей водой. Другой пример – Solar Roadways, дорожные панели с нагревательными элементами и светодиодами. Вся площадь покрытия превращается в единый нагреватель, под действием постоянного тока 48 вольт асфальт просто не дает скапливаться снегу и влаге. Правда, и цена удовольствия в 2,5 раза выше обычного асфальтобетона.
Дорога для электромобилей
Нет, это не персональное шоссе для электрокаров, это трасса, которая способна подзаряжать аккумулятор транспортного средства. В покрытие встроен специальный рельс, передающий автомобилю электричество во время движения. Такую дорогу построили в Швеции, электричество подается только, когда над рельсом проезжает машина.
Дороги из пластика
Разработчики из Голландии уверяют, что такие дороги будут более дешевыми, экологичными и прослужат не менее 80 лет. Проект известен под названием PlasticRoad. Испытания нового покрытия уже ведутся, но пока компания не раскрывает «волшебную формулу». Плиты будут производить из переработанных пластиковых отходов. Укладка таких дорог занимает в 2-3 раза меньше времени, чем асфальтовых. Разработчики заверили, что пластик выдержит температуру до +80 градусов и не накапливает тепло. Для прокладывания коммуникаций будут предусмотрены специальные полости.
Разработчики из Нидерландов создали специальную краску для разметки дорог. С наступлением темноты она начинает светиться. Также в состав включен компонент, который реагирует на снижение температуры: как только она снижается до 0 градусов (дорога становится скользкой), на разметке появляются снежинки, предупреждающие водителей об опасности. Состав уже протестировали, сделав разметку на одном из шоссе возле границы с Бельгией.
Использование инноваций экономически оправдано: такие дороги более безопасны и долговечны, вот только приживутся ли такие технологии в России – покажет время.
Нормативы строительства дорог
Есть свод правил, утвержденный законодательно, который распространяется на автодороги федерального, муниципального и местного значения, а также затрагивают требования к строительству дорог частного пользования. Эти правила действуют при прокладке автодорог с суточным трафиком до 400 машин. Настоящие положения не распространяются на временные пути, а также дорожные полотна внутри предприятий или промышленных комплексов.
ГОСТ Р 54401-2011
Стандарт описывает требования, которые предъявляют к автодорогам общего пользования. В положениях установлены техтребования к укладке дорожного полотна, а также материалы для покрытия. В качестве дорожного покрытия по ГОСТу допустимо использование асфальтобетона. Материал укладывают горячим или литым способом. Эту же технологию и материал используют при реставрации и ремонте. Документ утвержден 14.09.2011 года.
ГОСТ 8267-93
Правила регламентируют материалы, которые могут использоваться для заполнения асфальтового полотна. В документе перечислены технические характеристики и свойства горных пород, щебня, гравия с плотностью фракций до 3 грамм на см3. Нормы строительства дорог не распространяются на гравий для декоративного использования. Положения разработаны и утверждены 10.11.1993 года.
ГОСТ 8736-93
Законодательные стандарты строительства дорог описывают тип песка, который может использоваться при дорожных работах. В положениях указаны размеры песчаных фракций, назначение, область применения. Максимально допустимая плотность фракций песка – 2,8 грамм на см3. Песок используют для заполнения асфальтобетонных конструкций, а также формирования дорожной «подушки». Стандарты недействительны для дробленых или фракционированных песчаных смесей. Документ вступил в силу 28.11.1994.
ГОСТ 22245-90
Положения государственного акта распространяются на нефтяные битумы, используемые при дорожных работах. В документе указаны технические условия использования, правила приготовления составов, вязкость, назначение и другие характеристики. Нормы и правила строительства дорог описывают битумные составы, которые используются при прокладке новых автодорог или реставрации старых полотен. Положения утверждены 12.02.1990.
ГОСТ 31015-2002
Стандарты описывают категории, качество, характеристики асфальтобетона, щебеночно-мастичных смесей, технические условия их использования в дорожном строительстве. Положения статьи действительны для щебеночных, мастичных, асфальтобетонных смесей, предназначенных для горячего асфальтирования. Они применяются для укладки финишного, верхнего покрытия автодороги. Документ вступил в силу 17.10.2002.
ГОСТ Р 52056-2003
Положения описывают вяжущие составы на основе полимеров и битума, используемые в дорожном строительстве, а также технические условия их применения. Стандарты качаются всех дорожных полимерных составов, которые производятся на основе нефтяных битумов, сополимеров и стирол-бутадиен-стиролов. Они применяются для финишного покрытия автодорог федерального, муниципального, местного значения, при сооружении мостов и аэродромов. Документ утвержден 23.05.2003.
ГОСТ Р 52128-2003
Стандарты описывают битумные эмульсии, применяемые при строительстве автодорог. В положениях описаны технические условия использования, а также назначение. Составы применяют для прокладки новых дорог или реставрации старых покрытий. В положениях описаны также правила по испытанию материалов. Стандарты вступили в силе 27.06.2003.
ГОСТ Р 52129-2003
Нормы строительства дома, дороги действуют на минеральные порошковые смеси, используемые при асфальтировании. Стандарты описывают технические условия использования составов, характеристики минеральных порошковых смесей, а также способы испытания материалов. Положения закреплены законодательно 27.06.2003.
СНиП 3.06.03-85
Правила затрагивают сферу прокладки новых и ремонт старых дорожных покрытий. Нормы строительства и ремонта дорог касаются трасс общего пользования и вневедомственного назначения. Положения недействительны для временных дорожных покрытий, «зимников», испытательных путей. Документ вступил в силу 20.08.1985.
СНиП 2.05.02-85
Строительные правила, которые распространяются на автомобильные дороги общего пользования, подъездные пути, промышленные или сельскохозяйственные автодороги. Положения утверждены 17.12.1985.
Нормы строительства в районе железной дороги
Расстояние от железной дороги также регулируется законом. Между жилым зданием и железнодорожным полотном обязательно наличие санитарной защитной зоны.
Существующие расстояния до железнодорожных путей
Минимальная ширина такой зоны 100 м. Если железная дорога находится в низине или огорожена специальными шумозащитными щитами протяженность зоны может быть снижена до 50 метров.
Строительство зданий общественного пользования и инженерных сооружений, таких как гаражи, автостоянки, склады, разрешено сразу за пределами санитарной зоны.
При строительстве вблизи сортировочных станций расстояние рассчитывается с учетом грузооборота, степени горючести перевозимых грузов, уровня шума. Смотрите в видео о правилах расположения строений на участке.
https://youtube.com/watch?v=HL2JzcxyptY
Классификация автодорог
В настоящем своде правил установлены нормы проектирования строительства дорог, укладки дорожного полотна, этапы и материалы.
Автомобильные дороги классифицируются:
- на трассы федерального назначения;
- регионального или муниципального назначения;
- местного уровня;
- частного пользования.
Автодороги могут быть общего пользования и использоваться для передвижения транспорта неограниченного количества человек. Кроме этого автодороги могут быть необщего пользования. Это значит, что они принадлежат определенному кругу лиц, которые определяют количество допускаемых лиц и тип транспорта.
К каждой категории предъявляются требования и нормы строительства автомобильных дорог. Дорожные покрытия укладываются по установленным стандартам, материалы также прописаны в нормативных актах.
Гравийно-щебеночное основание
При устройстве некоторых дорожных магистралей, с повышенным потоком автомобиля, принимается решение об использовании комбинированного типа «подушки» — гравийно-щебеночная. При устройстве тех же тротуаров, используют какой-то один из слоев, для снижения себестоимости и соответственно расходов.
Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно. Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими. Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций.
Технологический цикл состоит из следующих этапов:
- Россыпь крупнофракционного щебня (h 0,15 -0,25 м).
- Планировка автогрейдером.
- Тщательное уплотнение.
- Россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м).
- Выравнивание автогрейдером.
- Уплотнение с проливкой.
- Финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракцией.
Проектирование улиц и дорог. Для чего?
Зачем мне это проектирование дорог — думает заказчик, чего сложного отсыпать дорогу, уложить асфальт, дел та. Если вы никогда не сталкивались с данным видом деятельности, то прежде чем продолжать советую хотя бы поверхностно ознакомится с чем придется столкнуться, сколько это будет стоить и что может грозить.
Прежде чем начать строительство дороги общего пользования, городской улицы или примыкания Вам понадобится получить разрешение на строительство, для которого необходимо будет выполнить проектную документацию. Самовольное строительство закончится тем, что приедут представители ГИБДД, выпишут предписание и если замечания не будут устранены перекопают примыкание или дорогу, запретят эксплуатацию объекта. Придется восстановить все как было, таким образом потраченные деньги будут впустую, но еще печальней, если дорога ведет к коттеджному поселку, промышленной площадке, складской территории, АЗС или кафе, функционирование которых тоже прекратится.
Проектирование дорог — это не только щебень, асфальт и дорожные знаки. Проектирование дорог должно учитывать наличие всех существующих и проектируемых коммуникаций находящихся в зоне строительства. Будет крайне неприятно если рабочие порвут оптоволоконный кабель, газопровод или водовод. Восстанавливать и возмещать убытки владельцам коммуникаций придется за свой счет, а стоить будет не дешево.
Проектирование дорог следует доверить специалистам и по той причине, что существует ряд моментов которые могут быть не учтены строителями. Инженеры дорожники предусмотрят мероприятия которые позволят длительную и безопасную эксплуатацию дороги, рассчитают конструкцию дорожной одежды и несущую способность основания под необходимые нагрузки, обеспечат систему водоотвода для предотвращения размыва земляного полотна и т.п.
Классы и категории дорог.
2.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
2.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:
а) автомагистраль;б) скоростная автомобильная дорога;в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
2.3. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.
2.4. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.
2.5. Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.
2.6. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
а) общего числа полос движения;б) ширины полосы движения;в) ширины обочины;г) наличия и ширины разделительной полосы;д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.
2.7. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к данному постановлению Правительства РФ (таблица 1).
Таблица 1.
Параметры элементов автодороги |
Класс автомобильной дороги |
||||||
авто-маги-страль |
скоро-стная автодорога |
обычная автодорога (нескоростная автодорога) |
|||||
Категории |
|||||||
IА |
IБ |
IВ |
II |
III |
IV |
V |
|
Общее число полос движения, штук |
4 и более |
4 и более |
4 и более |
4 или 2 |
2 |
2 |
1 |
Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,25 — 3,5 |
3,0 — 3,25 |
3,5 — 4,5 |
Ширина обочины(не менее), м |
3,75 |
3,75 |
3,25 — 3,75 |
2,5 — 3,0 |
2,0 — 2,5 |
1,5 – 2,0 |
1,0 — 1,75 |
Ширина разделитель ной полосы, м |
6 |
5 |
5 |
— |
— |
— |
— |
Пересечение с автодорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
Допускаетсяв одном уровне с авто дорогами со светофорами не чаще чем через 5 км |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
Пересечение с железными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в одном уровне |
в одном уровне |
Доступ к дороге с примыкаю щей дороги в одном уровне |
не допус-кается |
допуска ется не чащечем через 5 км |
допускается не чаще чем через 5 км |
допус кается |
допус кается |
допус кается |
допус кается |
Максимальный уровень загрузки дороги движением |
0,6 |
0,65 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Расстояние от дороги до дома в частном секторе
Документы, которые нужно учитывать при планировании зданий:
Обозначение на плане участка расстояний от строений до дороги
- Земельный кодекс;
- Строительные нормы и правила;
- Свод правил сельского поселения;
- Свод правил садовых кооперативов.
Хозяева приусадебного участка считают, что размещение забора их личное дело – это большое заблуждение. Расстояние от ограды до жилого дома определяется границами надела.
Схема с указаниями расстояний от дома до дороги на участке
Дистанция от здания до улицы регулируется статьей СНиП 30-02-97. А вот промежуток от забора до проезжей части в СНиП не оговаривают. Устанавливая ограждение нужно изучить кадастровый паспорт. К нем указана площадь земельного надела.
Чертеж и планировка участка согласно СНиПам
Минимальное расстояние от дороги до огражденного участка 5 метров. Границы земельных наделов устанавливает местная администрация на основании:
- строительных норм;
- норм противопожарной безопасности;
- необходимого размера санитарной зоны.
Прежде чем рассчитывать какое расстояние должно быть от частного дома, нужно определить, что проходит вблизи участка – дорога или проезжая часть.
Пример расположения участков возле проезжей части
Поскольку это абсолютно разные понятия, дистанционные нормативы по отношению к ним отличаются.
Проезжая часть – дорожное полотно для движения автотранспорта, с выделенной дорожкой для передвижения на велосипедах и мопедах. Может иметь от двух полос движения.
Чертеж и расстояния от строений до проезжей части
Дорога – часть дорожного полотна, с выделенными полосами для движения автотранспорта и пешеходов.
На территориях садовых кооперативов минимальная ширина центральных и боковых проездов в черте красной линии должна быть, м:
- для центральных проездов – 15 м;
- для боковых проездов – 9 м.
Минимально допустимый радиус закругления края проезжей части – 6 метров.
На проездах должны быть площадки для разъезда транспорта протяженностью не меньше 15 метров и шириной от 7 метров.
Необходимое расстояние от частных строений до проезжей части и линий электропередач
Дистанция между площадками, близлежащими перекрестками – не больше 200 метров.
Когда дома стоят по обе стороны, расстояние между ними должно быть 3,5 метра плюс свободная от автотранспорта полоса для передвижения пешеходов. Если возле дома пролегает проезжая часть, учитывается только полоса дорожного полотна для автотранспорта. Пешеходная тропа не обустраивается. На проезжей части пешеходы передвигаются вдоль обочины по ПДД.
Строительство вблизи трассы федерального назначения
Трасса считается федеральной, если проходимость за сутки составляет не менее 1 400 автомобилей. Строительство вблизи магистральных дорог федерального назначения контролируется дорожным законом Российской Федерации.
В зоне придорожной полосы не разрешается:
- ведение работ, не связанных с обслуживанием и содержанием автомобильной дороги;
- размещать строения, не связанные с выполнением дорожных работ;
- возводить жилые здания;
- расположение общественных строений, инженерных сетей, не предназначенных для обслуживания трассы.
Размер придорожной полосы зависит от классности дороги
Ширина полосы, м | Класс дороги |
75 | I, II |
50 | III, IV |
25 | V |
100 | Объездные для населенных пунктов с 250 человек |
150 | Объездные для населенных пунктов свыше 250 человек |
Как видно из таблицы строительство возможно только за пределами придорожной полосы.
Схема устройства с размерами автомобильной дороги
Это относится к жилым зданиям. А также, предназначенным для общественного пользования. К ним относят придорожные кафе и магазины. Для таких объектов организуют места для парковки, съезд с трассы.
Перспективы
Российская дорожная отрасль активно развивается и модернизируется, что, безусловно, ведет к повышению качества строительства и реконструкции дорог.
Начальным этапом внедрения и развития современных технологий можно назвать утверждение нового ГОСТа (2003 г.) на щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон. Темпы развития современной техники привели к необходимости создания производственных площадей, способных на производство смесей высокого качества.
Среди ведущих производителей и поставщиков материалов и техники для ремонта и строительства дорог, можно выделить нашу . Наша компания функционирует на рынке дорожного строительства уже не один десяток лет и на сегодняшний день имеет довольно мощные производственные возможности, позволяющие самостоятельно разрабатывать и изготавливать в соответствии с ГОСТ:
- Битумно-полимерные материалы высокого качества.
- Дорожно-строительное оборудование и инструмент – битумные заливщики швов, виброплиты, швонарезчики, вибротрамбовки, гудронаторы, битумные котлы и прочее.
- Дорожные ограждения (конусы, барьеры, столбики) и зеркала.
Используя высококачественные материалы, оборудование и технику для строительства и реконструкции дорог, активно осваивая и применяя современные технологии дорожного строительства, мы сможем прийти к вожделенному качеству дорожных покрытий, и уже в ближайшие годы изменить представление о России, как о стране хронического бездорожья.
Этапы строительства дорог
-
Подготовка основания. Для этого грунт выравнивают и уплотняют. Затем укладывают слой песка, который будет играть роль подушки. Поверх него насыпают слой щебня.
-
Повышение прочности покрытия. Как правило, используется георешетка и геотекстиль. Слой геотекстиля укладывают непосредственно на уплотненный грунт – он будет препятствовать проникновению песчинок в основание и защитит от размывания. Георешетка прокладывается между слоем песка и щебнем – она препятствует смешению этих материалов и делает дорожное покрытие более прочным и долговечным.
- Финишное покрытие. Подготовленное основание проливают смесью на основе битума. Затем укладывают финишное покрытие из асфальто- или цементобетона. В зависимости от расчетной нагрузки, общая высота дороги может составлять до 2 метров.
Асфальтобетон и его особенности
Это смесь мелкофракционного щебня, гравия или песка с вяжущей основой. Укладывать асфальтобетон необходимо в горячем виде, после чего покрытие разравнивают и уплотняют техникой. Согласно ГОСТ 9128-2009 температура асфальтобетонной смеси при укладке должна быть не менее 105 градусов по Цельсию. Чем холоднее асфальт – тем хуже он утрамбовывается.
Укладка происходит слоями, толщиной 4-7 см. Для лучшей адгезии используется битум. Асфальтирование дорог и площадок во дворах выполняют в один слой. Дороги со средней нагрузкой – в 2 слоя, шоссе и автострады – в 3 слоя, иногда армируют.
Особенности монтажа цементобетонных дорог
Это более сложная и длительная технология, но и покрытия в итоге отличаются высокой прочностью и долговечностью. На подготовленное основание монтируют рельс-формы (аналог опалубки), производят армирование поверхности, после чего начинают заливку бетона. Для придания покрытию гладкости используются специальные машины
Для нормального затвердения цемента важно сохранить его во влажном состоянии, поэтому поверхность покрывают пленкообразующими материалами – лаками, каучуковыми или битумными эмульсиями и др
Сборные бетонные дороги делают из готовых армированных плит. Они тоже хорошо выдерживают нагрузку, но слабое место у таких дорог – швы и просадка – даже несколько миллиметров разницы в высоте существенно ухудшают качество езды.
Строительство дорог – это профиль компании «Серпухов-Строй»! Компания использует качественные материалы и проверенные технологии и специализируется на работах любой сложности!
В заключение об инженерной защите
В заключение своего выступления, Борис Уступкин ответил на вопрос, касающийся принятия решения по организации инженерной защиты территорий зданий и сооружений от опасных природных и техногенных процессов и устранению или ослаблению их влияния.
По словам эксперта, при инженерно-геологических изысканиях выявляются зоны, которые негативно могут сказаться на проектируемых сооружениях. Эти зоны, если сооружение невозможно из них вынести, должны дополнительно изучаться, по ним необходимо вести мониторинг. То есть, в случае попадания сооружения в подобную зону, проводятся дополнительные исследования, на основании которых даются рекомендации о возможности строительства сооружения на отведённой площадке и рекомендации по ведению мониторинга за состоянием этих оползневых, карстовых и прочих зон. Это обязательный дополнительный объем работ.
Подробнее узнать о нюансах выполнения инженерных изысканий и проектирования для различных объектов и в разных природно-климатических условиях можно на специализированных семинарах, которые регулярно проводятся Учебным центром Главгосэкспертизы России.