Ростехнадзор разъясняет: определение границ опасной зоны работы башенного крана

Определение зон работы крана.

Для обеспечения безопасной работы людей и механизмов действующие нормативы предусматривают следующие зоны:

1. монтажная – пространство, где возможно падение груза при его установке и закреплении. Определяется зона от контура здания, на чертеже обозначается пунктиром и повторяет конфигурацию здания в плане, на местности показывается в ночное время красными сигнальными лампами. При монтаже башенным краном запрещается складирование конструкции в монтажной зоне;

Рис. 7.5. Определение монтажной зоны.

2. рабочая зона крана (зона обслуживания краном) – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план полуокружностей из крайних стоянок максимальным радиусом, затем полуокружности соединяются сплошными линиями. Для самоходных кранов рабочая зона определяется для конкретной стоянки нанесением окружности с максимальным радиусом действия крана (см. рис 7.6);

3. зона перемещения груза – это пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяется расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения (см. рис. 7.6)

, (7.12)

где Rмах – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;

lмах – длина наибольшего их перемещаемых грузов;

4. опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении, с учетом возможного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют по формуле:

, (7.13)

где – безопасное расстояние, в пределах которого возможно падение груза. Для башенных кранов и для самоходных кранов, имеющих устройство, удерживающее стрелу от падения определяется в соответствии с табл.12.4 . Если нет устройства, удерживающего стрелу от падения, то расчет производят по формуле:

(7.14)

где Rпс – радиус падения стрелы, принимают равным длине стрелы.

Рис 7.6. Определение зон работы крана.

а) для башенного крана, б) для самоходного крана

5. опасная зона работы подъемника – это пространство, где возможно падение груза, перемещаемого подъемником. Размер зоны следует принимать не менее 5 метров для зданий высотой до 20 метров включительно. При большей высоте зданий зона определяется по формуле:

, (7.15)

где Нзд– высота возводимого здания, м.

Рис. 7.7.Определение опасной зоны работы подъемника.

6. опасная зона автодорог – участки проездов и проходов в пределах вышеперечисленных зон, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа. На чертеже стройгенплана эти зоны заштриховывают, а на местности показывают хорошо видимыми надписями и световыми сигналами.

7. опасная зона железных дорог – пространство железнодорожных путей, которое попадает в зону опасной работы крана, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа.

8. опасная зона монтажа конструкций – возникает при монтаже верхних этажей многоэтажных зданий, когда осуществляется вертикальная привязка и не может быть выполнено хотя бы одно из требований гостехнадзора:

– расстояние по вертикали от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта должно быть не менее 2 м;

– расстояние от стрелы крана до монтируемого здания по горизонтали должно быть не менее 1м;

– расстояние по горизонтали от противовеса крана до монтируемого здания должно быть не менее 0,4 м;

1. Требования к местам производства работ

Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

  • разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;
  • ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков;
  • обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующим массе и характеру перемещаемых грузов;
  • вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;
  • определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования.

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 3. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

  • на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
  • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;
  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.);
  • не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается.

Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

Освещённость помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям соответствующих строительных правил.

4. Требования «Правил», предъявляемые к установке стреловых кранов перед началом работы

Установка кранов в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна производиться в соответствии с проектами, Правилами и другими нормативными документами.

Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРк).

Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учётом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.

При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.

Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в . При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в , откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.

Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъёмной выдвижной части крана в любом её положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску.

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 000 мм.

Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъёме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.

При работе стреловых кранов лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно:

  • указать крановщику или оператору место установки крана для выполнения работ;
  • при каждой перестановке крана проверить правильность его установки, выполнение мероприятий и выдать разрешение крановщику на работу крана с записью в вахтенном журнале.

РД 11-06-2007

Статус: Действует
Полное название документа: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ
Область применения: Эксплуатация грузоподъемных машин (грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек)), подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляется согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов и настоящих Методических рекомендаций.
Дата введения в действие: 01.07.2007
Дата актуализации текста и описания: 01.01.2009
Дата добавления: 29.04.2009
Тип документа: РД
Краткое содержание документа: I. Общие положенияII. Основные рекомендации к проектам организации строительства и производства работ с применением грузоподъемных машинIII. Подбор грузоподъемных машинIV. Привязка грузоподъемных машинV. Границы зон, образующихся при работе грузоподъемных машинVI. Ограничение зон обслуживания кранамиVII. Работа грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи или на расстоянии менее 30 м от ближайшего проводаVIII. СтройгенпланIX. Технологические схемыX. Рекомендации по безопасной работе крана (кранов)XI. Специальные мероприятия по возведению, реконструкции и разборке зданий (сооружений)XII. Выносные грузоприемные площадкиХIII. Складирование материалов, конструкций, изделий и оборудованияXIV. Погрузочно-разгрузочные работыXV. Строповка грузовXVI. Установка строительных подъемников указания по их безопасной работеXVII. Рекомендации по безопасной работе кранов-манипуляторовXVIII. Рекомендации по безопасной работе подъемников (вышек)XIX. Устройство рельсовых крановых путейПриложение N 1 Форма акта-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории организацииПриложение N 2 Форма наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторовПриложение N 3 Формы нарядов-допусков на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачиПриложение N 4 (справочное) Основные грузозахватные приспособленияПриложение N 5 (справочное) Примеры схем строповки грузовПриложение N 6 (рекомендуемое) Образец стенда со схемами строповки и таблицей масс грузовПриложение N 7 (обязательное) Условные обозначенияПриложение N 8 (справочное) Основные и дополнительные знаки безопасности (ГОСТ Р 12.4.026-2001)Приложение N 9 Перечень документации на строительном объекте, необходимый для получения разрешения на эксплуатацию кранаПриложение N 10 (информационное) Перечень использованной литературы
Комментарии к документу: Зарегистрировано в Ростехнадзоре 11 мая 2007 г. Регистрационный номер N 431
Документ опубликован: НТЦ «Промышленная безопасность» № 2007
Документ утвержден: Ростехнадзор (Дата регистрации: 10.05.2007)
Документ разработан: Ростехнадзор

Монтаж башенного крана

Способ монтажа крана зависит от его модели и марки. Последовательность действий при монтажных работах регламентируется Инструкцией по монтажу, поставляемой предприятием-изготовителем в комплекте документов на башенный кран. Кроме того, разрабатываются технологические карты на монтаж применительно к конкретным объектам и условиям строительства.

До начала установки выполняется ряд подготовительных мероприятий, состав которых указывается в проекте организации строительства.

  • Подготовка фундамента под башенный кран. Тип фундамента выбирается в зависимости от инженерно-геологических условий, нагрузок модели крана. Это может быть монолитная железобетонная плита для стационарных кранов, либо железобетонные балки для подкрановых путей — для передвижных кранов на рельсовом ходу.
  • Устройство контура заземления с выполнением замера сопротивлению растекания тока и прокладка питающего кабеля.
  • Монтаж опорных и крепежных конструкций: подкрановых рельс с тупиковыми упорами и анкерных болтов для стационарных кранов.
  • Установка ограждения опасных зон, освещения и предупреждающих знаков.

Перед началом монтажа, в обязательном порядке должны быть составлены и подписаны следующие документы:

  • Акт приема-передачи фундамента/подкранового пути для башенного крана;
  • Акт нивелировки;
  • Акт измерения сопротивления заземления.

Современные башенные краны отличаются высокой скоростью сборки: на строительную площадку доставляются укрупненные модули, которые собираются по принципу телескопа. Перед началом установки проверяется все монтажное оборудование: канаты, домкраты, якоря. Резьбовые соединения осматриваются и очищаются от загрязнений и ржавчины. Все трущиеся детали смазываются.

Быстромонтируемые краны

Монтаж такого крана занимает всего несколько часов. Он доставляется на строительную площадку на трейлере в сложенном виде и собирается небольшой бригадой. Установка не требует верхолазных и монтажных работ: весь процесс сборки осуществляется оператором из кабины самого крана. Кран устанавливается на 4 опоры, а затем монтируется при помощи тяговых и гидравлических механизмов.

Высота подъема стрелы быстромонтируемого крана составляет от 15 до 60 м, а грузоподъемность ограничена весом 8 т. Поэтому данный тип используется при возведении зданий, этажностью до 5-7 этажей, погрузочно-разгрузочных работах, монтаже конструкций мостов и развязок, а также на начальном этапе строительства высотных зданий.

Башенные краны телескопической конструкции

Сборка данного типа крана производится с помощью наращивания секций и выполняется в следующей последовательности:

  • Монтаж первых трех секций выполняется с помощью автомобильного крана. Верхние секции устанавливаются на нижние и скрепляются при помощи монтажных пальцев.
  • Установка «телескопа» — вспомогательной монтажной секции с проемом, при помощи которой будет производиться наращивание крана по высоте.
  • Сборка, подъем и крепление стрелы со стреловой тележкой, монтаж кабины.
  • Наращивание крана при помощи «телескопа». Секции башни поднимаются стрелой самого крана и последовательно монтируются на всю высоту, либо наращиваются позже, по мере возведения конструкций здания. Управление процессом производится оператором из кабины крана.

Сборка башенного крана методом наращивания секций занимает от 2 до 5 дней в зависимости от типа крана. По завершении монтажа, производится проверка всех узлов и систем, пуско-наладочные работы, испытание крана и сдача его заказчику.

Специалисты работают со всеми марками башенных кранов, выполняя монтаж в максимально короткие сроки. Для предварительного расчета стоимости нам необходимы следующие данные

  • технических характеристик спецтехники: размеры, маркировка, состав комплектации;
  • информация об объекте строительства и местоположении строительной площадки;
  • информация о транспортной доступности — наличие и качество подъездных путей;
  • техническая и проектная документация: проект организации строительства (ПОС), проект производства работ (ППР), проект производства работ с использованием крана (ППРк), проект по наращиванию крана и выполнению пристежек (при наличии);
  • наличие технологических карт и инструкций по монтажу для конкретной марки крана.

Любые интересующие вопросы по стоимости услуг и условиям заключения договора можно задать менеджеру по телефону, указанному на сайте нашей компании.

Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана

Вопрос: Около дома, где я проживаю, установили башенный кран, для строительства торгового центра. Прошу Вас разъяснить, как определяются опасные зоны и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном?

Ответ: Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:

  • применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;
  • применение защитных сооружений — укрытий и защитных экранов.

В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

а) вблизи мест перемещения груза краном:

рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;

скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;

б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:

по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;

зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.

В соответствии с пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 — 167 настоящих ФНП.

Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.

Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.

От чего это зависит

Специалисты-практики давно подозревали, что причина высокой аварийности — в несовершенстве основ рельсового пути. В качестве главного ее фактора подразумевалось неравномерное уплотнение грунта под каждым из рельсов. Еще в 70-х годах прошлого века проводились эксперименты с целью контролировать плотность рельсовой подсыпки, но на фактическое положение дел они не оказали серьезного влияния — случаи падения кранов продолжались.

Опытные крановщики полагают, что падение может быть вызвано раскачиванием. Податливость грунтовой массы под одним из рельсов способна возрасти в связи с тектоническими нарушениями при повышении сейсмической нагрузки. В результате кран теряет надежную опору и при любом смещении центра тяжести может опрокинуться.

Причины повышенной аварийности башенных кранов.

Башенный кран, по сравнению с другими видами подъемных механизмов, наиболее подвержен обрушению. Это объясняется особенностями его конструкции. При большой высоте он имеет незначительные колею (расстояние между рельсами кранового пути, как правило, не превышает б метров) и базу (расстояние между осями ходовых тележек, расположенных на одном рельсе, также не превышает 6 метров). Поэтому башенный кран обладает высокой чувствительностью к условиям эксплуатации, в частности, к ветровой нагрузке. От сильного порыва ветра может упасть даже неработающий механизм, если он не будет закреплен противоугонными захватами.

Падения кранов происходят повсеместно и практически независимо от уровня выполнения правил техники безопасности. По статистике, наиболее уязвимы краны, перемещающиеся на рельсовых путях.

Подозрение на то, что причина аварий как-то связана с несовершенством рельсовой основы, существует давно. Считалось, что причина аварий — в недостаточном и неодинаковом уплотнении грунта под обоими рельсами. Так еще в начале 70-х годов были проведены опыты в лабораторий Ленинградского Горного института по созданию геофизического метода контроля качества уплотнения подсыпки под рельсами, но они не дали ожидаемых результатов, краны продолжали падать. Многие крановщики считают, что падениям кранов как правило предшествует их раскачивание. Автор научной статьи «О прогнозировании техногенных катастроф с позиций спектральной сейсморазведки» Гликман А.Г. предполагает тот факт, что падение обусловлено центрами возникновения разного рода разрушений тектонических зон земной поверхности. Он допускает, что если один из двух рельсов находится в зоне тектонических нарушений, то в какой-то момент времени, в период активизации планетарной пульсации, под этим рельсом может резко увеличиться податливость грунта, а значит исчезнет надежная опора и как следствие, кран может оказаться в таком состоянии, что он будет опираться не на два рельса, а на один рельс и на один канат. При любом перемещении цента тяжести крана в таком случае неизбежно возникнет его раскачивание.

Строительная площадка — опасная зона

В наибольшей степени это можно отнести к площадкам, на которых работают с грузами. Строительство массивных сооружений зачастую предполагает перемещение, подъём и спуск тяжёлых блоков из бетона и других габаритных грузов. Для страховки строительного оборудования, рабочих и самого процесса строительства используются стропы. В строительстве применяются канатные, кольцевые, петлевые, текстильные, цепные типы. О надлежащем эксплуатационном состоянии этого оборудования обязан заботиться старший кладовщик, прораб или ведущий специалист, который своевременно выявит дефекты, произведёт замену и только после этого даст допуск для выполнения подъёмных и погрузочных работ. Чтобы предотвратить возможные несчастные случаи, связанные с травматизмом, необходим ряд специальных мероприятий, организационного и технического характера. Рабочие обязаны выполнять требования режима личной безопасности, а руководство — своевременно проводить инструктирование по этим вопросам. Особые требования предусмотрены для одежды и оснащения рабочих, для ограждения на местах установки стремянок, подмостков и лесов, механизмов и машин. Зачастую травмы случаются при отсутствии специальных козырьков, защищающих от падающих предметов, а также при нагрузке, превышающей норму, на подмостки. Причина многих несчастных случаев заключена в неправильном монтаже строительных конструкций или выполнение их с помощью неисправных инструментов и приспособлений. Обязательное условие начала строительных работ на площадке — установка ограждающего забора вокруг неё, запрет на прохождение через эту территорию посторонних, установка козырька по всей длине забора. Для подвоза стройматериалов и оборудования предписано оставить охраняемый свободный проезд

Особое внимание на площадке уделяется тем зонам, в которых находятся башенные краны. Все подвижные и вращающиеся части крана, лестницы и площадки должны быть ограждены

Комплектация инструментов и приспособлений крана должна быть полной и исправной. Системы освещения и сигнализации должны бесперебойно функционировать. Недопустимо бессистемное и беспорядочное складирование материалов, так как безопасность во многом зависит от их правильного хранения. Все необходимые нормативы работы на площадке устанавливаются ещё на этапе проектирования организации работ. Чтобы избежать перетирания канатов, необходимо при подъёме тяжестей с помощью строп подкладывать под острые края перемещаемого груза прокладки из дерева. Снимать канаты разрешается только после закрепления монтируемых конструкций. Через рабочие места строителей-монтажников нельзя переносить конструкции в процессе монтажа здания. Когда проводятся монтажные работы на разных уровнях параллельно, необходима установка защитных настилов между участками, находящимися в смежном положении. В случае разгрузки автомобиля в районе стрелочного башенного крана запрещается перенос груза над водительской кабиной. Категорически запрещён подъём и спуск людей при помощи крана. Рабочим-монтажникам нельзя находиться под грузом и подниматься на монтируемый узел, пока он не будет окончательно закреплён. На строительных площадках в обязательном порядке предусматриваются устройства, предотвращающие столкновение на одних путях двух и более кранов. Рельсовые пути подлежат заземлению, чтобы избежать поражения людей электричеством от привода крана. Заземление необходимо также для других электрических машин, размещённых в зоне строительной площадки.

3.3. Расчет опасной зоны

Границы опасныхзон устанавливаются согласно ДБН А.3.2.2-2009..

Опасные зоны должныиметь сигнальные ограждения, удовлетворяющиетребованиям ГОСТ 12.4.059.-89. Знаки, которыезапрещают вход в опасную зону,устанавливаются по периметру ограждениячерез 30м. Расстояние между стоякамисигнальных ограждений — не больше 6м.

Опасные зонымонтажа конструкций строительнымикранами показываются окружностями,которые описываются радиусами опаснойзоны Rоппри подъеме конструкций, устанавливаемыхв горизонтальном положении:

Rоп=Rстр+0,5l+∆

R,где

Rстр-радиус поворота стрелы при максимальномвылете, м. Определить графическимспособом на основании п.3.2,

l

длинаконструкции, м, см. таблицу 3.1.

∆R- расстояние отлета, см. таблицу 3.2.

Таблица 3.2. -Минимальное расстояние отлета грузаперемещаемого краном в случае егопадения

Высота возможного падения груза (предмета), м Минимальное расстояние отлета, м
До 10” 20” 70” 120” 200” 300” 450 471015202530

3.4. Ограждение строительной площадки

Компактностьстройгенплана (%) определяется отношениемплощади объекта в плане к площадистройплощадки.

Имея исходныеданные определить площадь стройгенпланаиз выше указанного соотношения. Наосновании площади рассчитать ширину идлину стройплощадки.

Ограждениеразместить на расстоянии от опаснойзоны не менее 1 м.

При возведенииздания в стесненных условиях установитьограничение поворота стрелы монтажногокрана.

3.5. Пример решения задачи

Определитьразмеры и разместить ограждениестройплощадки, если коэффициенткомпактности стройгенплана равен 0,18;размеры здания в плане 16 м х 21 м,высота 30 м. При необходимости установитьограничения зоны действия башенногокрана, если опасная зона составляет24 м..

3.5.1. Размещениебашенного крана и опасной зоны.

Так как здание«точечное», размеры в плане не превышают21 м, что меньше минимальной длиныподкрановых путей свободностоящихбашенных кранов (25 м), то целесообразновозводить здание с помощью приставногобашенногокрана

Стоянка крананазначается из условия наименьшегорабочего вылета из всех возможныхвариантов его размещения (рис. 3).

3.5.2. Определениеразмеров стройплощадки.

,

где Sсгп– площадьстройплощадки, м2

SЗД– площадь объекта в плане, м2;

К – компактностьстройгенплана.

Принимаем размерыстройплощадки на основании площади:длина 50 м, ширина 37 м.

Вводим ограничениев рабочую зону крана (рис.3.2).

Практическое занятие №4. Расчёт и устройство складского хозяйства

Аудиторныезанятия

–2 часа.

Цель занятия

.Ознакомление с методикой расчетаскладов.

4.1. Исходныеданные

Таблица 4.1. — Заданиедля выполнения практического занятия№4

№ варианта Количество материалов на расчетный периодПродолжительность расчетного периода, дн
Расстояние, км Кирпич, тыс.шт. Колонны металли-ческие, т Блоки оконные, дверные, м2 Рубероид, рулон Краски, шпатлевка, т
1 30 2225 21560 16520 24013 225
2 40 5230 13025 18010 220070 545
3 55 24045 9010 45016 120030 418
4 35 5230 21560 46017 24514 220
5 40 24045 9010 1809 220070 550
6 48 2225 13025 15525 24012 418
7 25 2324 21048 13021 75016 545
8 52 1000260 305 51511 7511 1045
9 30 30050 264 64015 50013 435
60 1020250 305 52011 76014 540

13. Основные узлы и механизмы грузоподъёмных машин

Барабаны () служат для навивки стального каната. Чтобы канат навивался равномерно, на барабане делают спиральные канавки полукруглого сечения.

Рисунок 24 — Барабан

Канатоёмкость барабана должна быть такой, чтобы в нижнем положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Барабан бракуется, если он имеет трещины любых размеров, или износ ручьев по профилю более 2 мм.

Блок () — деталь в форме диска с желобом по окружности для размещения каната. Блоки служат для направления каната. Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока.

Рисунок 25 — Блок

Блоки бракуются, если износ ручья более 40% от первоначального радиуса ручья. Эксплуатировать блок с отколотой ребордой категорически запрещается, так как выщербленная реборда может быть причиной схода каната с блока, а иногда и перерезания каната.

Полиспаст — грузоподъёмное устройство, состоящее из подвижных и неподвижных блочных обойм, через блоки которых пропускают канаты.

Число ветвей каната, на которые распределился вес груза, называется кратностью полиспаста. Кратность указывает, во сколько раз уменьшается усилие, прилагаемое к канату.

Грузовые крюки и петли — универсальные грузозахватные органы. По форме грузовые крюки делят на: однорогие и двурогие, а по способу изготовления на: кованые (штампованные) и пластинчатые. Крюки при нагрузках свыше 3 т должны изготовляться вращающимися на шариковых закрытых опорах. Предохранительные замки устанавливают на грузовых крюках, когда возможно самопроизвольное выпадание съёмных грузозахватных приспособлений из зева крюка.

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:

  • трещины и надрывы на поверхности крюка;
  • крюк не вращается;
  • отсутствует или неисправен предохранительный замок;
  • крюк разогнут;
  • износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты рабочего сечения.

Заварка или заделка дефектов крюка запрещается.

Иногда вместо грузовых крюков применяют цельнокованые и разъёмные грузовые петли. При равной грузоподъёмности петля имеет меньшие габариты и массу в сравнении с крюком, но в эксплуатации петли менее удобны.

Крюковая подвеска () состоит из двух боковых щёк, блоков, траверсы и крюка. Траверса крюка устанавливается в боковых щёках и закрепляется от осевого перемещения двумя стопорными планками. При длительной работе гайка, которую навинчивают на нарезку крюка при креплении его в крюковой обойме, может ослабнуть или отвернуться.

Рисунок 26 — Крюковая подвеска

Для предотвращения этого её укрепляют стопорной планкой. Стопорение гайки с помощью штифтов, шплинтов не допускается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Аватар
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tsk-service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: