Печи древностей и Древней Руси
Если шагнуть глубоко в дебри истории объекта обогрева и приготовлении еды, то можем вспомнить, по фильмам и сказаниям, сказкам, и представить пещеру, в ней первобытную семью, сидящую вокруг костра…
Представили с трудом… Хотя и в наши дни такое встречается, но надеюсь, что редко.
К примеру ещё раз вертуально — крайний север, олени, чукчи, чум… А кстати есть же народная поговорка…
Так вот со временем человек в общине становится индивидом и строит себе отдельное жилище, которое нужно что?… Обживать и отапливать. Отапливать здесь, конечно же ключевое слово.
Древние Печи
И вот в период с VIII по XIII вв. появляются необходимые предметы человеческого обихода. Они мало похожи на ПЕЧИ, но функции те же, то есть уже можно было обогреться и сварить пищу.
Так на Руси, а именно в северной её части — это Старая Лад (теперь район Ленинградской области) и Изборск — деревни Печерского района Псковской области, один из древнейших русских городов кивичского населения России, появляются первые ПЕЧИ.
Итак Древние ПЕЧИ — это кладка из камня длиной в поперечник (по диагонали) — 1.5 метра, основанием служила кладка из камней 1х1 метр, а к центру вверх строился полый сводовый купол высотой до 1 метра.
На Верхнем Дону и Среднем Поднепровье строили печи уже из камня и глины с основанием 1,5-2м и сводом до 1,2м.
Приспособлений для вывода дыма не было и в КУРНЫХ избах (курные избы — так звали избы без дымоотвода), делали в стене окошки для выхода дыма от печи.
Так к концу XVII века человек придумал дымоотвод в виде деревянных коробов,и только с появлением огнеупорного кирпича, из которого начали в XVIII веке монтировать печи, появляются дымоотводные трубы, выходящие из жилища.
С той поры ПЕЧИ стали приобретать тот вид, который нам уже знаком как РУССКАЯ ПЕЧЬ.
Что лучше: печь или баня?
Как ни странно, подобный способ помывки сохранялся в некоторых русских деревнях до конца прошлого века. Таким образом мыться в печи продолжали и после появления бань. Вот как это можно объяснить.
Бани строили отдельно от избы, порой на другом конце двора. Зимой можно было легко подхватить хворь: еще бы – выйти распаренным да на мороз! А потому в печь отправлялись не только малые дети, старики и девушки, но и другие члены семьи.
Следующий довод – чистая экономия. Печь все равно топили каждый день, так почему бы не устроить в ней вечером помывочную. Конечно, в такой «парилке» веником сильно не размахнешься, но ведь и топку зря переводить не нужно.
Те, кому довелось мыться в русской печи, отмечают запомнившийся навсегда запах распаренной соломы и ароматы целебных трав. Получалась своего рода ароматерапия – вариант современной сауны или турецкой бани.
Наконец, нельзя упускать из виду еще один аспект: способ мытья в русской печи имел прекрасный оздоровительный эффект, особенно, если заболевшему предварительно давали выпить целебный отвар. Он прогревался и снаружи, и изнутри, а болезнь, по убеждениям многих, улетучивалась. Заслонку на трубе после этого открывали, чтобы хворь не вернулась в избу.
Какими бывают русские печи?
Возможно, для кого-то данная информация покажется странной, но печи совсем не всегда клались из кирпича (позднее) или камня (более ранний период). Русский Север знавал русскую печь, сложенную целиком из камня, который вплотную подгонялся один к другому. Никакого раствора, скрепляющего кладку, не делалось. Мастер с ювелирной точностью подбирал камушки, укладывал их один за другим, чтобы созданный им шедевр потом долго служил хозяевам дома.
Несколько позже, всё на том же Севере, в городе Изборске, стали делать печи глиняные, которые по-прежнему имели каменное основание. Но подобные «изваяния» были свойственны не только суровому Северу, знавали их и жители Дона и Днепра.
Гораздо позже, в том числе и в Сибири, появились печи, сложенные из красного кирпича, с несколькими «колодцами», которые были нужны не только для хорошей тяги, но и для обогрева. Иные печи могли насчитывать более десяти «колодцев».
Но всё же, примерно в веке четырнадцатом, печи топились «по-чёрному». Весь дым шёл внутрь дома. И только к концу века пятнадцатого ситуация изменилась. Было придумано устройство, позволяющее дым выводить на улицу. Ясное дело, что первоначальные приспособления были не столь изящны, как теперь, но всё же, проблему «дыма» они решали.
К веку восемнадцатому появились печи с трубами, кои мы с Вами знаем, как «русские». Правда, вариаций у данной печи может быть огромное количество. Всё зависит от фантазии заказчика и мастерства того, кто печь будет складывать.
Как мылись русичи?
Древние славяне всегда очень трепетно относились к чистоте и опрятности. Русским были известны секреты по уходу за кожей, волосами, лицом и руками. Можно сказать, что славяне изобретали разные крема и маски из молочных продуктов, которые очень хорошо питают кожу. Волосы они питали яичными желтками, а смывали это все отваром из трав. Для отваров они использовали самые разные травы — мелиссу, липу, мяту и прочее. Кажется, что именно их опрятности наши нынешние девушки обладают столь красивыми и крепкими шевелюрами.
Разные ягоды и растения использовались для создания косметики. Они помогали делать румяну, помаду, тени, а для создания черных стрелок применяли сажу. Для того, чтобы быть белокожими, они натирали свое тело мукой и мелом.
А как вы думаете, почему Европа говорит столько клеветы в сторону древних славян, называя их грязнулями?
Украшение русской печи
Печка-матушка, печь-кормилица, печь-заступница. Как только её не называли. Уважительное отношение к печи отражено в русских народных сказках, причём в большинстве из них печь является защитницей и спасает от многих бед.
Печь была поистине украшением избы. Она всегда поддерживалась в чистоте. Её белили и украшали – расписывали разнообразными цветочными орнаментами. Славянское мифологическое создание хранит образы того, что печь могла не только помогать, но и разговаривать. Главное – относиться к ней уважительно и вовремя за ней ухаживать, поддерживая во всём порядок.
Орнаменты, что наносились на печь также были отличными друг от друга. На Русском Севере рисунки были более сдержанными с неброской цветовой гаммой, но чем южнее печь располагалась, тем ярче и наряднее она расписывалась. Ягодки и цветочки, голубки и веточки, чего только не наносилось на кормилицу хозяйкой избы.
Как мыться в русской печи
Очень ярко описывает этот необычный для современного человека процесс Г. Успенский. В одном из своих очерков он вспоминает, как, вошедши в русскую избу, услышал из «закутанной», т.е. печки, сначала трепет и шуршание – как он потом поймет, это был веник – затем мужской крик. Баба открыла устье, и из него выбрался хозяин, напарившийся до изнеможения. Как правило, помывшийся сразу бежал в сени либо на улицу, где окатывал себя приготовленной заранее водой.
В принципе, эта сцена вполне объясняет, как раньше мылись в русской печи.
К фото стоит лишь добавить, что воду использовали очень экономно, иначе она залила бы всю избу. А так вода понемногу впитывалась в солому, в крайнем случае попадала на пол перед печкой.
Выбираться из устья нужно было осторожно, чтобы не испачкаться сажей. Но если даже это и происходило, проблема была решаема: перед печкой ставили большую лохань или корыто и обливались водой прямо в избе
Женщины, как правило, мылись с детьми, мужчины по одному или вдвоем.
После помывки из печи выгребали мокрую солому, убирали оставшуюся воду и просушивали жерло. На следующий день история могла повториться.
Почему мылись в печах
Мытьё в печи было распространено в Рязанской, Московской, Тульской, Калужской, Ярославской и Владимировской губернии. Кое где и на Русском Севере были места, где бань не строили и мылись в печи. На такую хитрость способен был только русский человек, я уверена!
Печь в доме топили ежедневно, всегда есть печной жар. Согласитесь, довольно практично – топить одну печь и получать всё: еду, тепло, горячую воду и баню.
Так же не всегда была возможность поставить баню – не было строительного материала.
А вот более южные губернии России не были приверженцами традиции мытья в печи. Чаще всего они мылись в деревянных корытах и кадках. Я думаю, в первую очередь это связано с тем, что тёплый климат не дал людям додуматься до такой хитрости.
“Путешествовали” в печь и наши северные соседи – финны. Эту практичную традицию они переняли от своих северных русских соседей.
Откуда пошёл обычай?
Ещё в старину русские люди поняли, что чистота является залогом здоровья, и старались соблюдать её проявления во всем: в быту, в одежде и, что самое важное — в заботе о собственном теле. Недаром древнюю Русь не затронули многочисленные болезни, бушевавшие в Европе и вызванные, в первую очередь, полным отсутствием личной гигиены и антисанитарными условиями быта. Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо
В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый
Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо. В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый.
Старинная печь 1890г.
Бани были обязательным атрибутом древнерусских поселений. Если же у семьи не хватало сил или средств на возведение бани, водные процедуры проводили в печках.
Трудно установить, с чего именно пошёл обычай мытья в печке. Разные уголки России сохранили свидетельства о применении данного метода, начиная с 15 века.
Традиция эта распространялась не только на деревенских жителей, но и на горожан, так как печь была единственным средством для отопления помещений. По данным этнографов, обычай мыться в печке сохранился среди некоторых групп населения вплоть до 20 века.
Устройство русской печи
Если честно, то рассказать об устройстве нашей душеньки-печи не так-то просто. Это примерно, как объяснять о том, что такое «любовь», человеку, сердце которого сделано из камня, который в этой жизни никогда и никого не любил, даже самого себя. Но мы всё же попробуем.
Итак, любая русская печь создаётся не только для того, чтобы согревать, но и для того, чтобы посредством её готовить. Непосредственное приготовление пищи происходит в специальном пространстве, находящемся в глубине печки, назовём его «отсек». Данный отсек имеет газовый порог, который обеспечивает выход угарного газа наружу (на улицу) и в то же самое время, именно этот порог позволяет теплу сохраняться в печи как можно дольше.
Всякая печь имеет к тому же заслонки, которые используются для предотвращения того, чтобы дым и угарный газ шёл в избу. Основание печи – это (как правило) специальный сруб, сделанный из дерева. Имя ему – опечек. Но русская печь никогда бы не была русской, если бы на этом её устройство заканчивалось. Ещё одна важная ценность данного изобретения – это лежанка, на которой так приятно не только спать, но и даже просто полежать, погреть свои косточки. Особенно хорошо на печи в лютые морозы. Некоторые печи лежак имели довольно просторный, на нём одновременно можно поместиться до пяти-шести человек. Наверняка Вам приходилось видеть старые картины из деревенского быта, с которых на нас смотрит детвора, которая словно горох рассыпала на лежанке.
Всякого рода голубцы, палички (полочки и специальные выемки для утвари) также были предусмотрены в печах. В некоторых их было больше, в некоторых – меньше. Боле того, сама печь (если говорить о конструктивных особенностях) так же могла отличаться от своей тёзки, исходя из географии её местонахождения. В Каргополье, например, было принято трубу от печи делать сзади (как раз там, где находится лежанка), для средней полосы Руси характерны печи, где труба как бы выступает вперёд.
Видео
Средство для мытья и стирки люди искали ещё с древности. Например, в Древней Руси мыло людям заменяла зола и квасная гуща. Золу использовали в разных видах — растворяли в холодной воде, кипятили, распаривали в печи. Полученной субстанцией мыли тело, волосы и стирали бельё и даже мыли пол. Для мытья волос также использовали глину и кислое молоко.
В качестве мыла брали овсяную муку, смешанную с отварами и настоями трав — липы, полыни, розмарина, ромашки и хмеля.
Женщины ополаскивали волосы в воде, в которой распаривали берёзовые или крапивные веники. А лицо умывали отваром пшеничных отрубей.
Использовали в домашнем приготовлении моющих средств и мыльный корень, мыльнянку, орляк, ягоды бузины. Эти пенообразующие растения прекрасно очищали кожу и отстирывали вещи. Древние рецепты не канули в Лету и используются до сих пор при производстве мыла, шампуней и масок для волос серии «рецепты Бабушки Агафьи ».
Производство мыла
Мастера-мыловары появились на Руси в XV веке. В записях того времени значится, что некий Гаврила Ондреев завёл в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всей поряднею». В Москве на Великом торге возле Кремля среди других торговых рядов упоминается и мыльный.
Постепенно количество мелких мыловаренных мастерских увеличивалось, мыловарение было налажено и во многих домах. Для производства мыла стали применять поташ — карбонат калия. Главный источник поташа — зола растений. Со временем производство мыла достигло промышленных масштабов, его отправляли даже на экспорт, что привело к массовой вырубке лесов. А это повлекло за собой подорожание дров и мёда.
Петр I, придя к власти, задумался о поиске более дешёвого заменителя поташа. Но проблему эту решили только к концу XVIII века, когда французский химик Николя Ле Ман получил соду из поваренной соли. Этот щелочной материал вскоре окончательно заменил поташ.
Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?
Как раньше мылись в русской печи
Всё начиналось ещё на стадии строительства. Печь строилась так, что в ней должен был свободно помещаться взрослый человек и одна-две шайки с водой. Ещё должно было остаться место, чтобы и веником помахать. Поэтому сердце русской избы выходило таким большим, что иной раз могло занимать едва ли не треть всего помещения. Чтобы представить себе как выглядела такая печь, можно посмотреть фото. Но это делало возможным спать на ней сверху, в тепле, когда вся изба потихоньку остывала. В холодное время года большой размер был существенным достоинством.
Топилась печь, разумеется, утром. Хозяйка вставала раньше всех, разжигала огонь и готовила еду. Грели чугуны с водой. Когда угли прогорали, оставшуюся золу выметали наружу. Уже подстывшую печь мыли. Причём необходимости мыть свод не было, из-за высокой температуры, когда горели дрова, вся сажа отваливалась сама, практически без следа. Так называемый под выстилали соломой для пущего комфорта. В шайки, обязательно деревянные, чтобы не обжечься, наливали воду и заранее приготовленные отвары лечебных трав.
- Полынь. Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное напряжение и повышала работоспособность.
- Зверобой. Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело для избавления от кожных болезней и подагры.
- Полевая мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное влияние на организм при простуде.
- Ромашка. Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на здоровье кожи.
- Липовый цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную систему, способствует крепкому освежающему сну.
- Хрен. В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.
- Аналогично действуют и листья чёрной смородины.
- Хвоя сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на организм.
- Зелёные шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после бани у вас ещё много дел.
Сначала мылись те, кто любил погорячее. Понятно, что по температуре русская печь могла дать фору любой парилке
Поэтому следовало соблюдать осторожность. Ну а по мере остывания и все остальные
Самых маленьких мыли в конце, когда жар спадал, сажая их на деревянную лопату, и подавая внутрь к ожидавшей там матери. Если жара начинало не хватать, зёв печи закрывали снаружи заслонкой. В этом случае все процедуры приходилось делать на ощупь. Что, конечно, требовало некой сноровки. Если нужно было мыть хворого или немощного, то его так же, как и ребёнка подавали внутрь, только не на лопате, а положив на широкую доску. Она должна была быть непременно липовой. Поскольку и дух от липы приятный и нет смолы как от ели или сосны.
Вместо современных шампуней и гелей использовали золу или куриное яйцо. А часто, и вовсе ничем не пользовались. Горячая вода, да ещё с духмяным взваром из всевозможных трав, прекрасно всё отмывала, не иссушая кожу, а оставляя её мягкой и шелковистой.
Ещё один интересный обычай связан с помывкой в русской печи. Дело в том, что в баню можно было ходить только замужним женщинам. Пращуры искренне верили в «банника» — эдакого варианта домового, которого красным девицам и вдовам следовало всерьёз опасаться. Здесь, возможно, тоже есть своё рациональное зерно. Девицу до свадьбы нужно было дорастить в чистоте и непорочности, а баня обычно стоит в отдалении, и уединении, мало ли что. Уж пусть лучше в печи париться, всё спокойнее.
Любопытно, что вода, которую, довольно обильно, лили на себя парильщики, утилизировалась практически без внешнего вмешательства. Большая её часть, проходя сквозь солому и, положенные вплотную без раствора кирпичи и слой песка просто стекала в подпол или прямо на земляной пол.
Кроме мытья, печь стояла и на страже здоровья. Представьте себе ситуацию. Ноябрь. Дождь. Ветер. Очень зябко на улице. К вечеру в избу вваливается уставший, промокший и продрогший работник. Беда! Завтра же с жаром свалится! Но опытная хозяйка заставляет его скинуть всю мокрую одёжку и — греться в печь, с утра ещё натопленную, не теряя ни минуты. А уж потом, распаренного и красного, переодевшегося в сухое и чистое, сажает за стол. Наутро человек бодр и вёсел, ни о какой простуде и речи нет.
Вот такое чудо-РУССКАЯ печь, создал коллективный гений наших пращуров, и которым и по сию пору кое-где пользуются.
Как затопить ПЕЧЬ
Я вам скажу, не так-то просто. Не умеешь или не видел как это делается, ну точно ничего не получится…
Топят печь сухими берёзовыми дровами, выбирая поленья потолще, формой прямоугольного или треугольного сечения. Кругляки (круглой формы) не желательно использовать, с ними плохо разгорается.
Нужно правильно сложить поленья в горниле (чреве) печи. Это делают так:
- -по одному полену, при помощи ухвата (рогача), выкладывают “клетку”. То-есть первые два полена по разным сторонам, вдоль и параллельно друг другу. Расстояние между ними должно быть в половину меньше следующего полена;
- -третье и следующие полешки, так же ухватом, слаживают на первые два — поперёк. При этом образуется клетка (типа квадрата);
- -можно выложить таким образом ещё и третий ряд — тоже клеткой.
Итак, у вас от ПОДА до верхнего полена образовалось расстояние буквой “П”. Теперь в эту нишу или углубление на ухвате, поправляя кочергой, укладываем бересту.
*Береста — это кора, или верхний слой от берёзового полена (от берёзы).
Затем поджигаем спичкой маленький кусок бересты и опять же ухватом или кочергой доставляем огонь в углубление с берестой.
Всё, печь растопили, молодцы!
Как раньше мылись?
Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как “разводили” печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.
Древнерусские печки отличаются массивными размерами, два взрослых человека могли спокойно расположиться внутри печи, занимаясь водными процедурами. Оставалось ещё и пространство для двух корчаг и веника.
После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.
В печке отмывали стариков, маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой – мыли в печке. Маленьких детей “передавали” в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.
Детей клали на специальные лопаты
Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи – банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.
Так как на Руси были свои правила для походов в баню, незамужние девушки могли мыться только с детьми или молодыми сёстрами, также не имеющими супругов. В некоторых деревнях поход одинокой девушки в баню приравнивался к греху, и кроме мытья в печи выхода у девушек не было.
Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами
Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.
Мылись в русской печи и в лечебных целях. Членов семьи, заболевших “перхотой” (кашель, предположительно бронхиальный) помещали в печку, где его ждали кадки со специальными отварами. Перед тем как отправить в печь, аналогичный травяной отвар давали принять внутрь, а тело обмазывали специально приготовленным тестом. Делалось это для того, чтобы максимально прогреть организм как снаружи, так и изнутри. На голову больного надевали платок или шапочку, чтобы предотвратить тепловой удар, называемый “угаром”.
Заболевших некоторыми видами кожных недугов также отмывали в печи. В баню таких людей не водили, чтобы с водой болезнь не затронула других членов семьи. После мытья веник вместе с настилом, на котором больной размещался, сжигали. В последующую топку печи болезнь как бы “сжигали”, не давая ей выбраться наружу. Этот способ очищения помогал локализовать болезнь, а в последствии вовсе избавиться от неё.
Как и что готовят в ПЕЧИ
Тут всё и сложно и гениально просто…
Как я уже говорил в анонсе своей заметки, когда нет электричества, ПЕЧЬ — идеальный инструмент в приготовлении пищи.
Чтобы пожарить вкусные и румяные пирожки на сковородке, нужно выбрать такое время, чтобы печь растопилась и дрова в печи взялись и активно горели огнём.
Двигаем сковороду, с приготовленными к жарке пирожками, в устье горнила и там жарим.
Температура в этом месте оптимальная и пирожки быстро прожарятся.
Когда прогорели все дрова до последнего огарка или тлеющего угля, кочергой измельчаем уголь (он будет весь красный и мелкий), сгребаем его в сторону — влево или вправо (как удобнее), чтобы ПОД был свободным и чистым.
- Теперь самое время выпекать выпечку. Размещаем на отдельных противнях пироги, булочки, шаньги, кулики… Ухватом ставим, толкая, противни в центр горнила. Лучше выпекать по очереди, по два противня. Жару в печи много, так что выпечка минут за 10-20 будет готова.
- После выпечки ставим хлеб, либо караваями на противне, либо формами сразу на под. По времени тоже минут 20-30. Зависти от количества раскалённых углей и жара в горниле печи.
- Варить мясо, супы, каши, молоко, нужно уже после выпекания, когда активность угля в чреве по угаснет. Рекомендую ставить заготовки в печь с использованием специальной посуде чугунного типа — чугунки, утятницы, казаны. Суп можно поставить в тёмной кастрюле, так как печной жар неблагоприятно действует на эмаль посуды.
Эта пища у вас может стоять и томиться в печи даже целый день — хоть на обед, хоть до ужина.
Чёрные срубы
Считается, что первые бани появились ещё у древних славян, и топились они по-чёрному. Как правило, чёрная баня представляла собой небольшой сруб с крохотным окошком, низкой входной дверью и высоким, чтобы жар держался у пола, порогом. Внутри сруба, чаще всего справа у входа, стояла печь-каменка, сложенная из больших валунов или «дикого» камня. Сверху насыпали мелкий булыжник, который со временем начали перемешивать с чугунными чушками. Топили этот очаг дровами, пока камни не раскалялись, как говорили в старину — до красных камней.
Поскольку дымохода не имелось, всё в избушке было чёрным от копоти, отсюда и название — баня по-чёрному. Когда печь растапливалась, дверь немного приоткрывали, чтобы вышли дым и угарные газы. Каменку обрызгивали различными травяными настоями — мяты, чабреца, хрена, хвои. Через час-полтора можно было идти мыться.
Предбанника в такой баньке не было. Одежду просто оставляли снаружи, на улице, или развешивали внутри на специальных жердях, чтобы «прожарилась» от паразитов. Внутри баньки ложились париться ногами к каменке на полок — широкую лавку в человеческий рост. Были в чёрной бане и скамейки или низкие лавки, всё тесаное, чтобы избежать заноз. В бревенчатом или дощатом полу в процессе строительства обязательно оставляли зазоры, чтобы вода стекала вниз, или делали уклон к двери. Пол устилали еловыми или сосновыми ветками, сеном, соломой. У каменки и под ней пол делали земляной, чтобы избежать возгораний.
Основными атрибутами мытья были веники (ими смахивали копоть, и парились) и ушаты. Последних обычно использовали два — для холодной и горячей воды. Чтобы нагреть воду, клали туда горячие камни, которые надо было брать кузнечными щипцами.
Баня в старину служила не только местом для мытья. В ней проводили различные обряды, отмечали крестины, поминки, свадьбы. Мылись же в банях по-чёрному дважды в неделю. Зимой, выскакивая из бани на улицу, обтирались снегом или катались по нему, особенно молодёжь. Если банные процедуры требовались больному человеку (а на Руси нередко лечились паром), то топить баньку могли ежедневно.
Почему это лучшее место купания для девушки?
Очень часто мылись таким способом незамужние девушки или вдовы. Этому также существовали свои объяснения.
В ряде русских областей длительное время считалось, что ходить одинокой девушке в баню или вовсе грешно, или можно только в компании матери либо замужней женщины. Поэтому часто ничего не оставалось, как лезть в печь.
Кроме того, бытовало мнение, что банник (т.е. домовой) любит пошутить над купающимися: например, бросить раскаленный камень, облить кипятком, подпереть дверь и т.п. С девушками он якобы устраивал шутки куда посерьезнее. Подобные проделки приписывались и кикиморе, якобы жившей в бане под полом. Поэтому девушки предпочитали мыться в избе, рядом с защищавшими от нечисти образами – они обязательно висели в красном углу.
Печная утварь | Печной инвентарь
Наверное много незнакомых слов мной было сказано выше, в старину и не те словечки ещё использовались, а я и сам их не знаю.
Но до сих пор у кого есть в доме печь, у того есть и такие предметы как:
- УХВАТ (рогач) — приспособление для установки в печь и изъятию посуды;
- -ВАЛИК — сопутствует ухвату, по нему перекатываясь, ухват “доезжает” до дальних углов горнила. И просто и легко получается;
- -КОЧЕРГА (клюка, клюшка) — что и ухват, можно легко сгрести и очистить под от углей;
- -ЧАПЕЛА — сковорода, без ручки;
- -ЧАПЕЛЬНИК (сковородник) — ручка, для переноса чапелы или сковороды;
- -ЧУГУНЫ — чугунная, жаропрочная посуда;
- -ПОМЕЛО — предмет для очистки пода от углей и золы, в виде длинного шеста, на конце которого навязан сосновый или можжевеловый веник.
Банный день
Русская баня не случайно считается национальным символом: издавна деревянные постройки для мытья сооружали буквально в каждом дворе, и возможность регулярно мыться была даже у самых бедных семей. Топили баню раз в неделю, как правило, по субботам и перед большими праздниками. Если дым из растопленной печи уходил через дымоход наружу, парились «по-белому», а если он оставался в парной — «по-черному». Березовые веники замачивали в горячей воде, как следует пропаривались, а после бани обливались холодной водой, прыгали в ближайший водоем, а зимой — прямо в снег.
Дети, незамужние девушки и старики мылись в печи: внутрь стелили солому, человек осторожно залезал в печь, а на стены плескали воду или квас. Каждый день перед сном было принято мыть ноги и лицо, перед едой и после туалета — руки.. В средневековой Европе бани тоже были: например, испанцам они достались в наследство от арабов, а в северных странах, как и в России, в них не только мылись, но и грелись
Общественные и частные бани процветали в Европе вплоть до 17 века, когда их закрыли из-за эпидемий и подорожания топлива, так что в Средневековье европейцы мылись не меньше нашего.
В средневековой Европе бани тоже были: например, испанцам они достались в наследство от арабов, а в северных странах, как и в России, в них не только мылись, но и грелись. Общественные и частные бани процветали в Европе вплоть до 17 века, когда их закрыли из-за эпидемий и подорожания топлива, так что в Средневековье европейцы мылись не меньше нашего.